зухра галбацева
Занятие для детей старшей группы «Части света»
География для старшей группы про части света
Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас, какие четыре стороны света существуют.
В: Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, приходилось ли вам слышать о сторонах света или сторонах горизонта?
В: Сколько сторон света существует?
Д: предполагают.
В: Есть всего четыре стороны света : север восток, юг и запад.
Только вот как определить, какая из них где находится?
Публикация «Занятие для детей старшей группы „Части света“» размещена в разделах
Д: высказываются.
В: Например, на картах север находится вверху, юг - внизу, запад - слева, а восток - справа (показ на карте).
В: А если у нас нет карты, как можно определить стороны света?
Д: отвечают.
В: Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как всходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте.
Эта сторона света называется восток.
Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит.
В:А теперь встаньте, пожалуйста, так, чтобы ваша правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, вы будете смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.
В: А знаете ли вы, ребята, как еще можно ориентироваться?
Д: отвечают.
В: Оказывается, еще можно ориентироваться по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях.
- Муравейник в лесу является отличным ориентиром. Муравьи умные насекомые, которые любят свет и тепло. Пологий склон муравейника будет указывать южную сторону, где лучше светит солнце и прекрасно прогревается муравьиное жилище, а крутой склон покажет северное направление (показ иллюстраций)
- На южной стороне дерева листьев больше, и они более густо растут, чем с северной.
- Мох предпочитает расти в прохладных и сырых местах. Пышный зелёный мох обычно обнаруживается именно на северной стороне. А вот сухой, ломкий и выцветший находится в остальной части ствола дерева, где он большую часть дня подвергается воздействию солнца (показ иллюстраций)
В: А как ориентироваться по звездам, спросите вы?
А вот как! Найди самую яркую звезду на небосклоне - Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда и находится север.
А теперь закройте глазки и представьте, что вы капитаны корабля.
Ваш корабль находится в море. Представили? Открывайте глазки.
Физминутка «Смелый капитан»
Я на мостике стою (стоят)
И бинокль в руках держу (Бинокль изображают с помощью пальцев)
Волны плещутся слегка (Руками изображают мелкую волну.)
Качка тихая, пока. (Покачиваются из стороны в сторону.)
Волны, сильными вдруг стали. (Изображают руками волну более интенсивно)
И от качки все упали! (Приседают.)
За канат держусь я крепко, (изображают перебирание каната обеими руками, кулаки сжимают.)
Вдруг сорвало ветром кепку (Руки подносят к голове, резко отводят в сторону.
Я ловить рукою стал (Балансируют руками.)
Чуть с мосточка не упал. (Ноги расставляют широко, руки на поясе.)
Продолжаем, ребята. Итак, ваш корабль находится в море.
Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля?
Д: предполагают.
В: есть такой прибор, который указывает направление сторон света.
В: Кто знает, как он называется?
Д: компас.
Можно использовать загадку.
«Под стеклом сижу,
На север и юг гляжу,
Со мной пойдешь -
Дорогу найдешь» (компас)
В: Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас.
Воспитатель уточняет у детей уже имеющиеся знания о компасе.
Воспитатель может задать им следующие вопросы:
Что такое компас, как он выглядит, опишите его?
Для чего используется компас?
Куда показывает стрелка?
Пример описания компаса: прибор имеет циферблат с буквами - С, Ю, В, З, которые обозначают стороны горизонта. Синий конец стрелки показывает на север, красный - на юг.
И если на небе нет ни солнца, ни звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.
Рефлексия:
- что нового узнали?
- где и когда могут пригодиться новые знания?
- с кем поделитесь информацией?