Папки-передвижки

География в сказках

Татьяна Чихляева
География в сказках
▼ Скачать + Заказать документы

Есть удивительная наука – география. Первое знакомство с основами этой науки происходит в самом раннем детстве. Читая сказки мы впервые знакомим детей с географическими знаниями.  Замечено, что дети с каждым годом испытывают все больше трудностей при изучении географических понятий и хуже ориентируются в пространстве. Сказки- это азы будущих знаний географии, астрономии, биологии и других наук.

С помощью сказок можно решать следующие задачи:

Публикация «География в сказках» размещена в разделах

Объяснить детям некоторые географические понятия на примере сказочных предметов и персонажей;

Сравнить сказочные и современные географические понятия;

Побуждать детей к исследовательской деятельности.

Мы предлагаем вам некоторые варианты ознакомления детей с географическими понятиями на примере сказочных предметов, персонажей и явлений. Например, объясняем понятие «Глобус». Это легко сделать на примере волшебного предмета - волшебной тарелочки, к ее помощи прибегают герои русских народных сказок, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке. Налицо сходство с глобусом (форма и вращение). Также тарелочку с яблочком можно представить как аналог монитора компьютера с курсором мыши. При помощи которого можно посетить любой уголок земного шара.

Понятие «топографический план, ориентир, либо указатель сторон горизонта». Его роль в сказках выполняет указательный камень. В «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» речь идё т как раз об этом:«Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».

Объясняем понятие «Карта или план местности» :Данные понятия можно объяснить детям на примере сказки»Гуси-лебеди» или «Красная шапочка». Рассмотрев иллюстрации, составим и план (карту)местности данной сказки. Объекты которые мы будем изображать: лес, река, поле и придуманные знаки - печка, избушка, яблоня.

Дети приняли участие в создании карты и проложили маршрут девочки из сказки «Гуси-лебеди».

Объясняем понятие «навигатор или компас» :Роль универсального навигатора в сказках играет волшебный клубочек ниток. Это чудо приспособление - дальний родственник прибору компасу, устройству, облегчающее ориентирование на местности. Компас так же, как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.

Объясняем понятие «Флюгер» : Известный прибор для определения направления и силы ветра – флюгер, очень похож на главного героя сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок». Он указывал на приближающуюся опасность. Детям будет гораздо легче запомнить значение флюгера и его название при проведении такой аналогии.

Объясняем понятие «Цунами» или «Смерч» : Цунами - длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу.

Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник.

Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, «смерч».

Такие явления как, гром, молния, народ объяснял очень красиво и доступно в сказках. Например: В сказке «Сивка-Бурка» - “Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят”.

Очень доступно и красиво объясняется круговорот воды в природе в сказке «Снегурочка». Там слепили из снега бабка и дедка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы.

Это далеко не полный список объяснений географических понятий на примере сказок.

Например в сказке «Василиса-Премудрая» можно увидеть объяснение смены дня и ночи. В сказке «Конек –Горбунок» рассмотрены варианты перемещения на местности и описание природных зон. В сказке «Двенадцать месяцев» - смена месяцев в году. И таких примеров множество. Таким образом. Читая сказки мы закладываем ребенку азы географии и других сопутствующих наук.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть III) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»К.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала» (часть I)Фотоотчёт «Как я в сказках побывала» (часть I) Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть I)«Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается»Вот.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 2Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 2 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть II) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»На.

Конспект беседы «Дошкольникам о А. С. Пушкине и его сказках» Конспект беседы «Дошкольникам о А. С. Пушкине и его сказках» Цель: знакомство детей с краткой биографией и творчеством А. С. Пушкина. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия» Примечание:Серия занятий «География дружбы» проводится в рамках проекта «Посткроссинг. Дружат дети на планете»Интеграция образовательных.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Урал. Челябинск»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Урал. Челябинск» Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические задачи: дать начальные.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «География дружбы. Подольск»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «География дружбы. Подольск» Методические задачи: дать начальные представление о городе; начать знакомить детей с достопримечательностями города; познакомить детей.

Посткроссинг на МAAM. География дружбы. Спасибо вам, наши друзья!Посткроссинг на МAAM. География дружбы. Спасибо вам, наши друзья! Первые дни марта были очень богаты на известия от наших дорогих МААМовских друзей по переписке! Кому то мы уже успели ответить и отправить.

Сценарий КВН «Математика в сказках» Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня у нас математический КВН «Математика в сказках». Дети будут показывать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
География в сказках
Опубликовано: 15 июня 2022 в 14:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «География в сказках» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чихляева (УИ 432649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД