Татьяна Чихляева
География в сказках
▼ Скачать + Заказать документы
Есть удивительная наука – география. Первое знакомство с основами этой науки происходит в самом раннем детстве. Читая сказки мы впервые знакомим детей с географическими знаниями. Замечено, что дети с каждым годом испытывают все больше трудностей при изучении географических понятий и хуже ориентируются в пространстве. Сказки- это азы будущих знаний географии, астрономии, биологии и других наук.
С помощью сказок можно решать следующие задачи:
Публикация «География в сказках» размещена в разделах
Объяснить детям некоторые географические понятия на примере сказочных предметов и персонажей;
Сравнить сказочные и современные географические понятия;
Побуждать детей к исследовательской деятельности.
Мы предлагаем вам некоторые варианты ознакомления детей с географическими понятиями на примере сказочных предметов, персонажей и явлений. Например, объясняем понятие «Глобус». Это легко сделать на примере волшебного предмета - волшебной тарелочки, к ее помощи прибегают герои русских народных сказок, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке. Налицо сходство с глобусом (форма и вращение). Также тарелочку с яблочком можно представить как аналог монитора компьютера с курсором мыши. При помощи которого можно посетить любой уголок земного шара.
Понятие «топографический план, ориентир, либо указатель сторон горизонта». Его роль в сказках выполняет указательный камень. В «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» речь идё т как раз об этом:«Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».
Объясняем понятие «Карта или план местности» :Данные понятия можно объяснить детям на примере сказки»Гуси-лебеди» или «Красная шапочка». Рассмотрев иллюстрации, составим и план (карту)местности данной сказки. Объекты которые мы будем изображать: лес, река, поле и придуманные знаки - печка, избушка, яблоня.
Дети приняли участие в создании карты и проложили маршрут девочки из сказки «Гуси-лебеди».
Объясняем понятие «навигатор или компас» :Роль универсального навигатора в сказках играет волшебный клубочек ниток. Это чудо приспособление - дальний родственник прибору компасу, устройству, облегчающее ориентирование на местности. Компас так же, как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.
Объясняем понятие «Флюгер» : Известный прибор для определения направления и силы ветра – флюгер, очень похож на главного героя сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок». Он указывал на приближающуюся опасность. Детям будет гораздо легче запомнить значение флюгера и его название при проведении такой аналогии.
Объясняем понятие «Цунами» или «Смерч» : Цунами - длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу.
Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник.
Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, «смерч».
Такие явления как, гром, молния, народ объяснял очень красиво и доступно в сказках. Например: В сказке «Сивка-Бурка» - “Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят”.
Очень доступно и красиво объясняется круговорот воды в природе в сказке «Снегурочка». Там слепили из снега бабка и дедка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы.
Это далеко не полный список объяснений географических понятий на примере сказок.
Например в сказке «Василиса-Премудрая» можно увидеть объяснение смены дня и ночи. В сказке «Конек –Горбунок» рассмотрены варианты перемещения на местности и описание природных зон. В сказке «Двенадцать месяцев» - смена месяцев в году. И таких примеров множество. Таким образом. Читая сказки мы закладываем ребенку азы географии и других сопутствующих наук.