ПЕДАГОГ
Глоссарий педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
ГЛОССАРИЙ
Автономность – (греч. autonomia –независимость, от autos – сам и nomos - закон, в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям; в педагогике рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т. п.
Алгоритм - cтрогая последовательность этапов действий, занятия. Алгоритмическая картина-схема (путь хлеба от пшеничного поля до хлебозавода).
Ампфликация – обогащение.
Публикация «Глоссарий педагога-психолога» размещена в разделах
Апробация – официальное одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.
Анализ – метод научного исследования, мысленное или реальное расчленение объекта исследования на составные части, элементы.
Вербальный – словесный.
Гностический – познавательный.
Госстандарт – основной нормативный документ, определяющий уровень образованности и гарантирующий необходимый уровень образовательных услуг.
Диагностика – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных методик.
ЗУН (Знания, Умения, Навыки)-
Знания - усвоенная познавательная информация, которая включает конкретные факты, правила, законы и закономерности, устанавливающие связи между фактами и явлениями.
Умения – сформированная способность совершать определённые действия на основе полученных знаний.
Навыки – автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний.
Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Творчество.
Инновация – нововведение, вызывающее переход систем из одного состояния в другое, более качественное.
Интеграция – объединение в целое каких-либо частей.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способе взаимных влияний, оказываемые людьми друг га друга в процессе совместной деятельности и общения.
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы: Наглядные (наблюдение, показ, образец, использование ТСО и дидактических пособий); Словесные (пояснение, рассказ, чтение, беседа);
Практические (упражнения, опыты); Игровые.
Приём - часть метода. Это способ педагогических действий в определённых условиях.
Носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи
Мнемотехника- это технология развития памяти. Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание:
«Крокирование» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) метод мнемотехники;
эйдетизм, использующий образное мышление;
ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
метод трансформации (превращения);
метод Цицерона (кто? что? какой? когда? c кем? почему? что делают? для чего)
Мнемический – относящийся к процессу запоминания.
Моделирование - замена образов, действующих лиц художественного произведения какими-либо знаками или геометрическими фигурами.
Мониторинг – необходимый компонент эффективного управления, у которого объектом управления может выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и ее отдельные параметры.
Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению; является отражением новых требований управления к качеству, объему и срокам подачи информации для принятия управленческих решений; непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управление им; выявление и оценивание проведенных действий.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей.
Опорные сигналы - кодировка текста с помощью ключевых слов, букв-сигналов, предметных образов, чертежей. Основана на зрительной памяти.
Парадигма – Пример, образец, модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностей, критериев.
Педагогическая деятельность – самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.
Предмет и продукт человеческой деятельности – личность ребёнка и его гармоничное развитие.
Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, заключающийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Педагогическая технология – это упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.
Педагогическая технология –это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые методы педагогического воздействия на детей.
Практическая экспертиза проводится на экспериментальной площадке под руководством заведующего детским садом, методиста детского сада, специалиста облД (У)О и облИПК, которые дают общую характеристику УМК и его влияние на результат процесса обучения.
Природосообразность – соответствие природных способностей, возможностей личности условиям образовательной среды.
Проблемная ситуация - проблема, поиск, решение, выводы. Проблема – вопрос, требующий размышления и решения
Пропедевтический – предварительный.
Профилактический – предохранительный.
Релаксация – расслабление.
Реминисценция - отсроченное воспроизведение (о памяти)
Репрезентативный (-ая, -ое от франц. representative) – показательный, дающий объективное представление о чем-либо, являющемся типичным представителем большого количества совокупности чего-либо.
Рефлексия – анализ действий и состояний.
«Наблюдение ума за своей собственной деятельностью»(автор Джон Локи). Возврат назад. Анализ выяснения причин, приведших к данному результату.
Самооценка – элемент самосознания, который представляет собой ценность, приписываемую индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия подобного оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки: регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающими достижений индивида и его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.
Сензитивный – чувственный, чувствительный к чему-либо, каким –либо влияниям.
Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие ощущения и восприятия. Цвет, форма, величина, пространственные представления, ориентировка во времени, развитие речевого и музыкального слуха,тактильной чувствительности, обонянияю
Синкезия – излишне сопровождающие движения к основным.
Синергия – сотрудничество, содружество.
Совершенствование – улучшение качества УМК с учетом полученных данных в ходе экспертизы (практической, теоретической).
Фокальный метод- рассматривание предмета в незнакомом фокусе, перенося на него признаки другого предмета, придумывать необычные, фантастические предметы. Киф – клуб интеллектуалов и фантазёров
Фрустрация у детей (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание). Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнение какого-либо действия. Наличие фрустраций у ребенка может обуславливать формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность.
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, неудача, тщетное ожидание). Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития, психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
Причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнение какого-либо действия. Наличие фрустраций у ребенка может обуславливать формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность.
Эксперимент – метод исследования, предполагающий выявление существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности и позволяющий варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов.
Экспериментальная площадка – опорные организации, участвующие в эксперименте.
Эксперт – специалист, производящий экспертизу.
Экспертиза – освидетельствование, исследование УМК компетентными специалистами – экспертами для подготовки соответствующего заключения.
Экспертиза теоретическая – проводится учебно-методическим Советом (УМС, в состав которого входят авторы государственных стандартов, программ, заведующие предметными лабораториями, ведущие ученые данной отрасли науки, опытные педагоги – новаторы, которые дают экспертную оценку, общее заключение и рекомендации по совершенствованию УМК.
Экспертиза практическая – проводится на экспериментальной площадке под руководством ученых-экспертов, которые дают общую характеристику УМК и его влияние на результат процесса обучения.
Эксперимент – метод исследования, предполагающий выявление существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности и позволяющие варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов.
Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Способность стать на позицию другого; перевоплотиться, войти во внутренний мир человека, животного или предмет; чувствовать, думать, говорить, переживать как исследуемый предмет или явление.
Эйдетизм - метод мнемотехники, использующий образное мышление.