Светлана Киреева
Годовой проект в подготовительной к школе группе «В работе с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой проект в подготовительной к школе группе
тема: «В работе с семьей».
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники (подготовительной группы) и их родители.
Вид деятельности: познавательная деятельность, художественное творчество, музыкальная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, речевая деятельность.
Типология проекта :
Публикация «Годовой проект в подготовительной к школе группе „В работе с семьей“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Вид проекта : творчески - исследовательский
По количеству участников: групповой
По образовательным областям: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-личностное развитие.
По интеграции: по всем образовательным областям в рамках проекта.
Срок реализации: учебный год (сентябрь – май)
Пояснительная записка
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Актуальность: Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей, побуждают использовать на ряду с традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.
Цель: разработка модели сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как, например, метод проектов.
Задачи:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение мероприятий для всех участников проекта;
• развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
• повышать педагогическую компетентность родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Ожидаемые результаты:
• создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
• появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
• обобщение опыта семейного воспитания;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей;
• увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Продукт проектной деятельности : «Выпускной бал»
Оборудование: мультемедийное оборудование, записи аудио песен, литература на предложенную тематику, иллюстрации, настольно – печатные игры, игрушки и атрибуты для создания игровой ситуации. Для родителей: папки – передвижки, консультации, памятки, анкеты, рекомендации, беседы общего и индивидуального характера, домашнее задание, игротека «В кругу семьи»… и т. п.
Источники информации для педагога и родителей детей для продолжения работы в данном направлении:
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы от 23 ноября 2009 г. N 655
• Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
• Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010
• Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010
• Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006
• «Я – человек» Козлова С. А. М. : МГПУ, 1996»
• «Играйка» : восемь игр для развития речи дошкольников. Н. В. Нишева
• Детство – пресс, 2003
• Дошкольная педагогика под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Просвещение 1988
• «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
• «Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008
• Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989
• Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников : Учебно-методическое пособие. - Чебоксары: «Новое Время», 2008
Этапы работы над проектом
Организационный
(сентябрь)
Деятельность педагога:
- мониторинг детского развития
- (сентябрь) организационное родительское собрание «Задачи воспитания и обучения на 2015-1016 учебный год.»
- анкетирование родителей на тему «Ребенок в семье»
- планирование и разработка мероприятий на предстоящий год, участие в конкурсах
- составление сценариев, подборка конкурсов
- подбор познавательной информации для родителей на стенды «Для вас родители», «Интересно знать»
- Создание в ДОУ оптимальных условий для организации совместной и самостоятельной деятельности детей
- информирование родителей о предстоящем проекте
- создание слайдовых презентаций
Взаимодействие с родителями:
- консультация «Возрастные особенности детей 6 – 7 лет»
- познакомить родителей с различными играми, развивающими у детей произвольные когнитивные процессы (память, внимание, мышление) и волю.
Формировать представления родителей о важности этих процессов для успешного обучения ребёнка в школе
- участие в анкетировании «Ребенок в семье»
- обсуждение сценариев, распределение ролей;
- творческая мастерская по изготовлению костюмов для мероприятий
- консультация “Развитие творческих способностей”
- практикум “Творим всегда, творим везде”
- подборка ссылок на конкурсы детского творчества, проходящие в сети интернета
Работа с детьми :
- чтение художественных произведений
- заучивание стихов и текстов
- разучивание песен и танцев
- рассматривание иллюстраций
- изо деятельность
предварительная работа в соответствии с тематиками конкурсов
Формирующий (октябрь – апрель)
Деятельность педагога:
- создание условий для успешной реализации проекта
- оформление уголков для родителей Информационные стенды, фотовыставка «Наши праздники и будни»
- ознакомление с результатами анкетирования «Ребенок в семье», подведение итогов
- предложение родителям: создать генеологическое дерево семьи и познакомить подробно ребенка с его ближайшими родственниками
- (декабрь) родительское собрание «Роль семьи в жизни ребенка»; подготовка презентации «Родительская любовь и ее роль в воспитании детей»
- (март) родительское собрание «Готовность ребенка к школе» с презентацией «Скоро в школу»
- ознакомление родителей с памятками: «Терроризм рядом», «Конвенция о правах ребенка»
- информирование родителей о предстоящих конкурсах, подача заявки на участие
- планирование хода совместных мероприятий с родителями
- организация экскурсий в музеи Бурылина (Историко – краеведческий, музей ситца
- посещение выставки «Жизнь и железо»
- постановка сказок силами сотрудников ДОУ: «Вовка в тридевятом царстве»; «Семеро козлят» в рамках благотворительной акции «Ты нам нужен»
- обеспечение сотрудничества с педагогами и музыкальным руководителем ДОУ
- привлечение родителей к благоустройству группа и прогулочного участка
Взаимодействие с родителями:
- тесный контакт с семьей : оформление документации, консультации, памятки, папки – передвижки, рекомендации, беседы общего и индивидуального характера, домашнее задание, игротека «В кругу семьи»… и т. п.
- создание генеологического дерева семьи
- консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»
- выбор представителей в антитерористическую группу «Быстрого реагирования» на случай ЧС
- контактная информация об уполномоченном представителе по правам ребенка в ДОУ
- помощь в подготовке и организации музыкально – развлекательных мероприятий; тематических занятий
- совместное участие родителей и детей в различных конкурсах (на утренниках, на базе ДОУ, в городских, всероссийских и интернет конкурсах)
- конкурсы в рамках мероприятий, музыкальных развлечений…
- практическая деятельность совместно с детьми (создание поделок, рисунков, заучивание текстов)
- фото и видеосъемка мероприятий
- информирование родителей о предстоящих экскурсиях, сбор необходимого пакета документов для выхода или поезки с детьми за пределы ДОУ
- участие родителей в благотворительной акции «Ты нам нужен» (пожертвавания для детей инвалидов)
- участие родителей в благоустройстве группы и прогулочного участка
Работа с детьми :
- организация НОД детей в условиях ФГОС
- кружковая работа «Родничок» Народная культура и традиции
- создание игровой ситуации
- диалогическая беседа на тему «Моя семья» с использованием наглядного пособия «Генеологическое дерево семьи»
- организация изо деятельности «Портрет мамы», «Плетеный коврик – уют дома», «Чайная пара», «Моя семья», «Семейный досуг», «Поздравительные открытки для мамы и папы», «Иваново – моя малая родина»…
- формировать навык выразительного и эмоционального воспроизведения текстов - заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен
- работа по развитию танцевальных движений, чувства ритма…
- участие детей в различного рода конкурсах: на базе доу, городских, всероссийских…
- организация и проведение досуга для воспитанников группы : дни рождения, тематические занятия,викторины, спортакиады, фитнеса, утренники…
- знакомство детей с правилами поведения при возникновении ЧС; проведение учебной тревоги с эвакуацией воспитанников и персонала ДОУ
- выход детей в городскую детскую библиотеку № 15, посещение выставки» Жизнь и железо», познавательные экскурсии в музеи Бурылина (Историко – краеведческий, музей ситца
- ситуативная беседа на тему «Дети – инвалиды»
- трудовое воспитание детей: организация детской помощи в группе (дежурство, подготовка к занятию) и на прогулочном участке (уборка опавших листьев, снега, кормление птиц в холодные период времени года, высадка рассады однолетних растений в клумбы и уход за ними)
Итоговый
(май)
Деятельность педагога:
- мониторинг детского развития
- анкетирование родителей «Удовлетворенность дошкольным учреждением (группой)»
- организация и проведение «Выпускного бала»
- сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными данными
- размещение фотоотчета о проделанной работе на сайте детского сада
- обобщение материалов проекта
Взаимодействие с родителями:
- выявление мнения родителей о работе ДОУ, в частности группы : анкета «Удовлетворенность дошкольным учреждением (группой)»
- подведение итогов конкурсного движения – вручение дипломов, благодарностей
- отзывы родителей о работе воспитателей
- помощь в оформлении и организации «Выпускного бала»
- оценка эффективности работы в проекте
Работа с детьми :
- создание фотоколлажа по итогам участия в конкурсах
- подготовка (разучивание стихов; инсценировка сценки; песен; танцев) и проведение «Выпускного ла» - выступление детей – концертная программ
Риски:
- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
- Участие одних и тех же семей в “конкурсном движении”
Критерии эффективности:
- Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.
- Согласованность действий педагогов и родителей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
- Заинтересованность родителей.
- Преобразующий характер проекта.
- Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.