Папки-передвижки

Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания

Светлана Алексеевна Андрюхина
Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания
▼ Скачать + Заказать документы

Первые дни обучения в школе показывают, что далеко не все дети готовы к школьному обучению.

Что же мешает маленькому ученику быть успешным в освоении школьных наук?

Причин много, но мы выделим только проблемы, связанные с речевым развитием детей старшего дошкольного возраста.

1. Недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, косноязычие, логопедические проблемы и др.)

2. Плохо развитые познавательные процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.

Публикация «Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания» размещена в разделах

3. Очень слабо развитая мелкая моторика (карандашом и ножницами работают с напряжением).

4. Искажение графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния («рука не слышит глаз»).

5. Низкая готовность к статическим нагрузкам (непременная составляющая письма).

6. Ограниченный общий интеллект, узкий кругозор (не знают сказок; не умеют рассказать стихотворение; не могут перечислить животных, птиц, зверей, рыб, героев литературных произведений и др.)

Наряду с другими проблемами социального, психологического характера всё это мешает плодотворной работе ученика и учителя.

Перечисленных проблем можно избежать, если педагог создаст условия для развития всех видов речевой деятельности дошкольников и младших школьников и, главное, сделает это в системе.

Зачем будущему первокласснику необходимо освоить такие виды речевой деятельности, как говорение и слушание?

Огромный объём информации при обучении поступает воспитаннику, по-прежнему в устной форме. И если слуховой анализатор развит недостаточно или ребёнок не привык слушать, быть внимательным, если он не включается в разговор об услышанном, то и арифметический диктант, и словарный диктант, и простое устное задание становятся для него непосильной задачей.

Умение быстро включиться в процесс слушания и понять задание, которое предлагает воспитатель, удерживать внимание до конца речи и запоминать то, что сказано, а потом использовать эту информацию при выполнении задания - именно это необходимо для успешного выполнения работы. Терпеливо слушать своих товарищей, после рассказа отвечать на вопросы, задавать их самому, в том числе и для уточнения информации, ребёнок способен только тогда, когда услышанное им принято, ему понятно.

Перечисленных проблем можно избежать, если педагог создаст условия для развития всех видов речевой деятельности дошкольников и младших школьников и, главное, сделает это в системе.

Зачем будущему первокласснику необходимо освоить такие виды речевой деятельности, как говорение и слушание?

Огромный объём информации при обучении поступает воспитаннику, по-прежнему в устной форме. И если слуховой анализатор развит недостаточно или ребёнок не привык слушать, быть внимательным, если он не включается в разговор об услышанном, то и арифметический диктант, и словарный диктант, и простое устное задание становятся для него непосильной задачей.

Умение быстро включиться в процесс слушания и понять задание, которое предлагает воспитатель, удерживать внимание до конца речи и запоминать то, что сказано, а потом использовать эту информацию при выполнении задания - именно это необходимо для успешного выполнения работы. Терпеливо слушать своих товарищей, после рассказа отвечать на вопросы, задавать их самому, в том числе и для уточнения информации, ребёнок способен только тогда, когда услышанное им принято, ему понятно.

Речевая деятельность «представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения». Принимает сообщение человек в процессе слушания и чтения; передаёт сообщение в процессе говорения и письма. Все четыре вида речевой деятельности связаны между собой и делятся на устные и письменные. При чтении и слушании сообщение принимается в устной или письменной форме. С помощью говорения и письма (продуктивных видов деятельности) информация передаётся через использование речеслуходвигательных анализаторов, в репродуктивных видах речевой деятельности (слушание и чтение) задействованы слуховой и зрительный анализаторы.

Что же делать педагогам-дошкольникам?

чтобы будущий первоклассник без больших трудностей прошёл школьную адаптацию, необходимо планировать систему работы по развитию речевой деятельности на длительное время, использовать разные виды заданий.

Необходимо:

1. Мотивировать говорение и слушание с использованием наглядности

(предметных рисунков, изображений различных действий, картинок из жизни детей и природы) на основе прослушивания произведений устного народного и авторского творчества (потешки, речевые минутки, чистоговорки, стишки, небольшие сказки и

др.).

Методика работы:

1. этап. Дети слушают и выясняют, о ком или о чём говорится и что говорится.

2. этап. Дети воспроизводят небольшими частями то, что запомнили с помощью взрослого.

3. этап. Когда появилось осознание прослушанного текста, необходимо мотивировать детей уже к самостоятельному проговариванию. Чем больше слов запомнили и проговорили сами дети, тем эффективнее эта работа.

2. Развивать умение слушать и запоминать текст через использование игровых приёмов.

Начинать учить слушать надо с коротких произведений, постепенно увеличивая объём (помнить, если в группе 80% детей освоили проговаривание, то можно увеличивать объём произведения на 2-3 строки).

Например, с малышами можно начинать с таких стихов, которые легко подкрепить движениями:

Движения можно придумать вместе с детьми, попросить, чтобы они сами их придумали.

Затем можно обыграть произведения большего объё ма:

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

-Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

Н. Саконская

ЭТИ СТИХИ легко инсценировать. Постепенно в работу включают прозаические тексты.

3. Развивать в процессе слушания смысловую догадку ( по различным внешним признакам: заголовку, первым словам, началу, иллюстрации, взгляду, мимике говорящего). Этот приём помогает удерживать внимание, включать воображение и точнее понимать услышанное.

4. Мотивировать желание задавать вопросы во время прослушивания, причём корректно и деликатно по отношению к говорящему.

5. Создавать условия для речевого высказывания ребё нка: взрослому тоже необходимо быть вежливым и деликатным слушателем, которому дети захотят что-то рассказать и с которым хочется чем-то поделиться.

6. Регулярно предлагать такие умения, т. е. необходима выстроенная система работы, поскольку в устной речи очень важны тренировка, речевой опыт и импровизация.

Публикации по теме:

Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Перспективный план детско-родительского клуба «Скоро в школу» в подготовительной группе Группы семей Задачи Формы работы Примерное содержание Примечание Наглядная пропаганда «Скоро в школу» 1. Формирование представлений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 22:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Алексеевна Андрюхина (УИ 210205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД