Светлана Алексеевна Андрюхина
Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания
▼ Скачать + Заказать документы
Первые дни обучения в школе показывают, что далеко не все дети готовы к школьному обучению.
Что же мешает маленькому ученику быть успешным в освоении школьных наук?
Причин много, но мы выделим только проблемы, связанные с речевым развитием детей старшего дошкольного возраста.
1. Недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, косноязычие, логопедические проблемы и др.)
2. Плохо развитые познавательные процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.
Публикация «Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания» размещена в разделах
3. Очень слабо развитая мелкая моторика (карандашом и ножницами работают с напряжением).
4. Искажение графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния («рука не слышит глаз»).
5. Низкая готовность к статическим нагрузкам (непременная составляющая письма).
6. Ограниченный общий интеллект, узкий кругозор (не знают сказок; не умеют рассказать стихотворение; не могут перечислить животных, птиц, зверей, рыб, героев литературных произведений и др.)
Наряду с другими проблемами социального, психологического характера всё это мешает плодотворной работе ученика и учителя.
Перечисленных проблем можно избежать, если педагог создаст условия для развития всех видов речевой деятельности дошкольников и младших школьников и, главное, сделает это в системе.
Зачем будущему первокласснику необходимо освоить такие виды речевой деятельности, как говорение и слушание?
Огромный объём информации при обучении поступает воспитаннику, по-прежнему в устной форме. И если слуховой анализатор развит недостаточно или ребёнок не привык слушать, быть внимательным, если он не включается в разговор об услышанном, то и арифметический диктант, и словарный диктант, и простое устное задание становятся для него непосильной задачей.
Умение быстро включиться в процесс слушания и понять задание, которое предлагает воспитатель, удерживать внимание до конца речи и запоминать то, что сказано, а потом использовать эту информацию при выполнении задания - именно это необходимо для успешного выполнения работы. Терпеливо слушать своих товарищей, после рассказа отвечать на вопросы, задавать их самому, в том числе и для уточнения информации, ребёнок способен только тогда, когда услышанное им принято, ему понятно.
Перечисленных проблем можно избежать, если педагог создаст условия для развития всех видов речевой деятельности дошкольников и младших школьников и, главное, сделает это в системе.
Зачем будущему первокласснику необходимо освоить такие виды речевой деятельности, как говорение и слушание?
Огромный объём информации при обучении поступает воспитаннику, по-прежнему в устной форме. И если слуховой анализатор развит недостаточно или ребёнок не привык слушать, быть внимательным, если он не включается в разговор об услышанном, то и арифметический диктант, и словарный диктант, и простое устное задание становятся для него непосильной задачей.
Умение быстро включиться в процесс слушания и понять задание, которое предлагает воспитатель, удерживать внимание до конца речи и запоминать то, что сказано, а потом использовать эту информацию при выполнении задания - именно это необходимо для успешного выполнения работы. Терпеливо слушать своих товарищей, после рассказа отвечать на вопросы, задавать их самому, в том числе и для уточнения информации, ребёнок способен только тогда, когда услышанное им принято, ему понятно.
Речевая деятельность «представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения». Принимает сообщение человек в процессе слушания и чтения; передаёт сообщение в процессе говорения и письма. Все четыре вида речевой деятельности связаны между собой и делятся на устные и письменные. При чтении и слушании сообщение принимается в устной или письменной форме. С помощью говорения и письма (продуктивных видов деятельности) информация передаётся через использование речеслуходвигательных анализаторов, в репродуктивных видах речевой деятельности (слушание и чтение) задействованы слуховой и зрительный анализаторы.
Что же делать педагогам-дошкольникам?
чтобы будущий первоклассник без больших трудностей прошёл школьную адаптацию, необходимо планировать систему работы по развитию речевой деятельности на длительное время, использовать разные виды заданий.
Необходимо:
1. Мотивировать говорение и слушание с использованием наглядности
(предметных рисунков, изображений различных действий, картинок из жизни детей и природы) на основе прослушивания произведений устного народного и авторского творчества (потешки, речевые минутки, чистоговорки, стишки, небольшие сказки и
др.).
Методика работы:
1. этап. Дети слушают и выясняют, о ком или о чём говорится и что говорится.
2. этап. Дети воспроизводят небольшими частями то, что запомнили с помощью взрослого.
3. этап. Когда появилось осознание прослушанного текста, необходимо мотивировать детей уже к самостоятельному проговариванию. Чем больше слов запомнили и проговорили сами дети, тем эффективнее эта работа.
2. Развивать умение слушать и запоминать текст через использование игровых приёмов.
Начинать учить слушать надо с коротких произведений, постепенно увеличивая объём (помнить, если в группе 80% детей освоили проговаривание, то можно увеличивать объём произведения на 2-3 строки).
Например, с малышами можно начинать с таких стихов, которые легко подкрепить движениями:
Движения можно придумать вместе с детьми, попросить, чтобы они сами их придумали.
Затем можно обыграть произведения большего объё ма:
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
-Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Н. Саконская
ЭТИ СТИХИ легко инсценировать. Постепенно в работу включают прозаические тексты.
3. Развивать в процессе слушания смысловую догадку ( по различным внешним признакам: заголовку, первым словам, началу, иллюстрации, взгляду, мимике говорящего). Этот приём помогает удерживать внимание, включать воображение и точнее понимать услышанное.
4. Мотивировать желание задавать вопросы во время прослушивания, причём корректно и деликатно по отношению к говорящему.
5. Создавать условия для речевого высказывания ребё нка: взрослому тоже необходимо быть вежливым и деликатным слушателем, которому дети захотят что-то рассказать и с которым хочется чем-то поделиться.
6. Регулярно предлагать такие умения, т. е. необходима выстроенная система работы, поскольку в устной речи очень важны тренировка, речевой опыт и импровизация.