Елена Морина
Консультация «Готовим ребенка к письму»
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и самим процессом письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенны координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая изменений элементов ее структуры.
Публикация «Консультация „Готовим ребенка к письму“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5-7 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, то которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках как левая и правая сторона, верх-низ, ближе-дальше и т. д.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются навыки правильного обращения с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д. ; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками, более того, на развитие детского организма. При обучении письму возникают противоречия между психофизиологическими особенностями ребенка – его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и другими дидактическими задачами.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, были разработана система упражнений, позволяющая каждому ребенку поэтапно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, плетение из ниток, завязывание узелков, перекладывание мелких игрушек и работы с мелкими деталями конструктора и т. д.
Можно делать гимнастику для рук:
сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
постепенно и поочередно сжимать пальцы левой руки, а затем правой;
руки вытянуть перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;
ладони вместе, пальцы переплетены, выполняются силовые движения вправо и влево;
пальцы разомкнуть как можно шире и медленно соединяя их, опускать руку.
Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штрихов как, как один из самых легких видов деятельности, вводится ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагают 4 вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координаций движений: раскрашивание короткими частыми штрихами это центрическая штриховка; штриховку длинными параллельными отрезками.
Ребенок выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Коротко их можно сформулировать так:
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного – легко кладется сверху для управления ручкой при письме.
Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево, так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка. Для детей, которые пишут левой рукой гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.
Дети рассматривают букву, находят ее в предметах, дорисовывают ее контур, делят букву на элементы, вырезают элементы и собирают из них букву. После такой работы можно предложить обвести букву, ее элементы по контуру, найти ее в письменном тексте.
В период подготовки 5-7 летних детей к письму необходим дидактический материал, который бы учитывал наглядно-действенный характер мышления и формировал элементы отвлеченного мышления.