Ираида Маликова
Готовность дошкольников к взаимопомощи посредством приобщения к совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Черёмушки» города Балашова Саратовской области
Готовность дошкольников к взаимопомощи через приобщение к совместной деятельности
Автор: Маликова Ираида Геннадьевна
Воспитатель, 1 квалификационная категория
2016 г.
В период создания нового общества формирование нравственной активности является важной стороной воспитания гражданина.
Публикация «Готовность дошкольников к взаимопомощи посредством приобщения к совместной деятельности» размещена в разделах
Наряду с нравственным обновлением, обращением к общечеловеческим ценностям все больше обостряется противоречие между потребностью общества в нравственно активной личности и равнодушием, нравственной индифферентностью, а, зачастую и откровенной аморальностью части современной молодежи. Острота данной проблемы выдвигает на первый план задачу формирования нравственной активности уже с дошкольного возраста, так как исследования показывают, что именно в этом возрасте часто обнаруживается проявление безразличия к состоянию сверстника, равнодушия, пассивности, несправедливости, нежелания помогать товарищу (Крайнова Л. В., Репина Т. А., Рояк А. Д., Якобсон С. Г. и др.).
С детских лет необходимо воспитывать у ребенка умение взаимодействовать в группе сверстников, так как вся дальнейшая жизнь будет определена отношениями, в которые он будет вступать, включаясь в совместную деятельность. По своей сущности такая деятельность должна быть нравственной, учитывающей интересы партнеров. Активно вступая во взаимодействие со сверстниками, устанавливая с ними различные взаимоотношения, ребенок формируется нравственно.
В совместной деятельности дети учатся строить свое поведение в соответствии с желаниями и потребностями товарищей, помогать им для достижения коллективного результата. Общие цели, задания, интересы детей в процессе такой деятельности способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, нравственной активности.
Взаимопомощь и отзывчивость - значимые характеристики нравственной активности.
Отечественная педагогика и психология рассматривает активность как свойство личности (Ганелии Ш. И., Левитов Н. Д., Люблинская А. А. и др.). Структурными единицами нравственной активности, по данным исследований, являются: инициативность, непримиримость к нарушениям (Дмитриев А. Е.); эмоционально-нравственное переживание поступка и умение сопереживать, готовность к активным нравственным действиям, умение сознательно, добровольно, с моральным удовлетворением совершать нравственно-ценные поступки (Зайцева И. А.); положительное отношение ребенка к себе и своему труду, отношение к другим детям и их труду, действия, поступки и речевые воздействия на сверстников, направленные на изменение возникающих обстоятельств в интересах общего дела в морально оправданных формах (Крайнова Л. В.).
Анализ исследований, посвященных проблеме определения природы взаимопомощи людей, в частности дошкольников, показывает, что на данный момент, как в зарубежной, так и в отечественной психологии нет единой точки зрения в определении содержания понятия «взаимопомощь». Разнообразие точек зрения с одной стороны порождает неопределенность при попытке интеграции различных аспектов проявления людьми, в частности дошкольниками, взаимопомощи как сложного психологического образования.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.
Иногда взрослые не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, по мнению В. Г. Нечаевой, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их -важнейшая задача взрослого.
Положительными взаимоотношениями называются такие отношения, при которых общение детей наиболее продуктивно.
Положительные взаимоотношения между сверстниками в группе детского сада проявляются, развиваются и совершенствуются в совместной деятельности.
Вопрос о соотношении совместной деятельности и положительных взаимоотношений рассматриваются Л. А. Пеньковой, Р. С. Буре, П. И. Мельцер, Д. В. Меджерицкой, Г. А. Репиной и другими авторами. Их исследования показали определяющее влияние совместной деятельности дошкольников в развитии их взаимоотношений. Другими словами, не деятельность возникает на основе взаимоотношений, а взаимоотношения на основе деятельности.
Исследуя взаимозависимость между межличностными отношениями детей и их совместной деятельностью, группа исследователей под руководством В. К. Котырло выделяет, что совместная деятельность учит детей умению подчинять свои личные намерения и их цели групповым, согласовывать действия, объединять усилия для достижения общего результата. У ребенка возникает направленность на партнера по деятельности, в ходе которой в условиях педагогических воздействий складываются положительные отношения в детской группе.
Показателями положительных взаимоотношений считаются такие, как наличие способов сотрудничества, умение действовать согласованно, подчиняться общей цели, осознание ответственности за качество своей деятельности перед коллективом (Р. С. Буре, О. Л. Ведмедь, Л. М. Таджибаева и др.).
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Одним из проявлений взаимодействия являются отношения взаимопомощи.
На феномен «взаимопомощи» обратил внимание Чарлз Дарвин у стадных животных. Он считал, что естественный отбор (фактор прогрессивной эволюции) обеспечивается не только борьбой за существование («борьба каждого против всех», но и инстинктом «общительности и взаимопомощи» («совместная борьба против чужих и помощь своим»). По мнению Ч. Дарвина, К. Ф. Кестлера и П. А. Кропоткина, этот инстинкт в дальнейшем, в процессе эволюции, явился основой человеческого альтруизма, основой нравственности.
Психологическая готовность дошкольников к взаимопомощи выступает как установка (Д. Н. Узнадзе) детей на выполнение действий оказания помощи.
Опираясь на работы А. В. Запорожца, Э. А. Колидзея, В. И. Слободчикова, Л. П. Стрелковой, С. Г. Якобсон и др. мы выделили психолого-педагогические условия, определяющие направления деятельности психолога и педагога ДОУ по развитию психологической готовности дошкольников к взаимопомощи :
1) формирование у дошкольников элементарных представлений о взаимопомощи,
2) развитие бескорыстной потребности осуществлять взаимопомощь,
3) развитие эмоционального побуждения к содействию,
4) развитие субъектности помогающего взаимодействия детей.
Таким образом, стоит особо отметить, что уже в дошкольном возрасте необходимо воспитание отзывчивости и взаимопомощи у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 .Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. М. : МПСИ, 2000. 416 с.
2. Андреев, П. В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи : Автореф. дис. канд. Наук/ П. В. Андреев. Самара, 2008. 26 с.
3. Буре, Р. С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности : Автореф. .диссер. канд. пед. наук. / Р. С. Буре. М., 1965. 18 с.
4. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / В. И. Перегуда, О. А. Шаграева, С. А. Козлова. М. : Академия. 2003. 176 с.
5. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под. ред. Е. О. Смирновой. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 240с.
6. Обозов, Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н. Н. Обозов. СПб. : ЛНПП «Обилик». 2000. 212 с.