Ирина Дубина
Готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Под готовностью ребенка к школе принято понимать физическое развитие, социальное и психологическое.
Самое главное из них – это физическое развитие, т. к. если имеются медицинские показатели по невозможности получать общее среднее образование, то это категорически должно выполняться, возможно замещение учебой на дому или в определенной специальной группе.
Публикация «Готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Психологическое развитие включает в себя мотивационную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы. Ребенку нужно понимать, что он идет в школу не потому, что там много ребят с которыми можно весело поиграть и провести время, не потому, что так мама сказала, и не потому, что там получают хорошие оценки, а потому, что он хочет учиться, он хочет получать знания, потому что в нем на достаточном уровне развились деловые качества, как новообразование, характерное для этого возраста. Соответственно и познавательные процессы должны соответствовать возрасту, это внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь. Эмоционально-волевая сфера включает в себя проявление тревожности, агрессии и самооценку, которая на момент поступления в школу должна быть адекватной.
Очень важное значение имеет социальное развитие дошкольников. Ребенок находится во взаимодействии в социальном плане как с родителями, так и с другими взрослыми, сверстниками и это положительно сказывается на его развитии в т. ч. коммуникативном. Другое дело, когда родители не считают правильным уделять много внимания общению со своим ребенком и тогда у него возникает эмоциональная депривация, лишение этой близости и как следствие социальная неразвитость. Впоследствии такие родители на старости лет удивляются, что их ребенок не уделяет им внимание и не проявляет о них заботы, а этот ребенок просто не знает как это делать, т. к. в свое время они не заботились о нем и не научили этому его, не передали этого ценного семейного опыта. Ребенок должен быть включен в общее коммуникативное пространство под контролем родителей, где его будут окружать кроме них другие взрослые, дети. Социальное развитие – это процесс во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих. Поэтому очень актуально рассматривать проблему взаимодействия ребенка и окружающего его мира. Здесь важно научить ребенка как это делать, не формальное развитие мышления, а живое мышление, расширяя его социальное развитие.
С сентября 2018 г. наше учреждение работает по Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность», в которой особое внимание уделено социально-личностному развитию и включению детей в различные образовательные области: «Социализация», «Труд», «Безопасность».
Образовательная область «Социализация» решает данные задачи посредствам развития игровой деятельности. В подготовительной к школе группе развивается самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Сюда относятся сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и дидактические игры. Игровая предметная среда, также является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их.
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Мы видим задачу современного ДОУ в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды. Основная наша цель – помочь детям войти в современный мир.
Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Ребенок идет в школу и появляется ведущая деятельность, которой становится учебная.
Изначально в ребенке заложено развитие, он по природе своей склонен развиваться и важно не заглушить это естественное желание роста как родителям так и другим окружающим его людям. При этом родителям, психологам, воспитателям, учителям необходимо действовать сообща. Чтоб не каждый со своей стороны влиял на ребенка, а воспитатели или учителя вместе с родителями при взаимодействии с психологом были активными соучастниками жизни ребенка как маленькой личности. Чтоб был налажен контакт учителей с семьей должна быть взаимная мотивация в общении, а это залог нашего здорового развития и спокойного будущего.