Приложение МААМ

Графическое моделирование в речевом развитии детей

Лидия Волкова
Графическое моделирование в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Одно из направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха является использование моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, значками.

Наиболее успешным решением задач речевого развития детей с недостатками слуха является графическое моделирование. Оно направлено на развитие и обогащение словаря, закрепление навыков словообразования, формирование и совершенствование умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывание предметов, составление рассказов.

Публикация «Графическое моделирование в речевом развитии детей» размещена в разделах

Первое, где начинается использование модели – это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений используют картинки-символы. После знакомства со всеми упражнениями, взрослый показывает картинку-символ, т. е. над каким упражнением будут работать и привлекает ребёнка ( картинки-символы: язык, губы, зубы, рот открыт, «лошадка»- отработка звука «Р»; «вкусное варенье»- облизывание губ «»;).

Следующий приём работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи детей с недостатками слуха является фонетическая ритмика. Дополнительной опорой упражнений служат карточки-схемы. Их применение направлено на решение ряда задач:

-формирование умения изменять силу и высоту голоса;

-воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

-правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

-восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов (показ схемы).

Задачей речевого развития детей с недостатками слуха является обучение глобальному чтению.

В этот период идёт накопление и запоминание в речевой памяти, живых акустических образов в соотношении их с графической формой, письменным, зримым образом слова – табличка. В случаи трудностей в восприятии детьми слов и фраз на табличках можно использовать пиктограммы как вспомогательное средство, способствующее лучшему запоминанию графических образов слов.

Пиктограммы представляют собой схематические рисунки, передающие значение слова, предложения. В процессе обучения чтению пиктограмма соотносится с написанным на табличке словом, которое

воспринимается глобально. Например, пиктограммы к словам «иди» и «беги» будут представлять схематичные изображения человека, на

которых будет отличаться поза, положение рук и ног при ходьбе и беге. Пиктограммы «надень» и «сними» будут представлять изображение кофточки. В пиктограмме «надень» две стрелочки будут направлены внутрь, к кофточке, отражая смысл действия, а в пиктограмме «сними» стрелки направлены наружу. Пока дети не научились различать слова глобально, табличка и пиктограмма используются вместе.

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется составлению рассказов по графическим схемам на темы : «Опиши игрушку», «Опиши предметы одежды», «Опиши овощи и фрукты», «Опиши время года», … .

Монологическая речь детей с недостатками слуха характеризуется,нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений. Известно, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствуют стремлению детей называть характерные признаки объектов, рассказать о них. При этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке были расположены для развёрнутого высказывания последовательно.

Поэтому, в процессе работы над умением детей составлять рассказы по опорной сюжетной линии можно использовать модели, включающие опорные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приёмы помощи детям с недостатками слуха по составлению сюжетного рассказа, могут быть различными:

- представления образца рассказа;

- использование вопросов различного типа;

- совместное составление рассказа;

- стимулирование детей к самостоятельному придумыванию конца, начала

рассказа с опорой на наглядные модели.

Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развёрнутые рассказы с опорой на модели, состоящие из 6-8 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей, а также овладевают умениями придумывать рассказы по предложенной взрослым наглядной модели.

Применение наглядных опорных схем в работе над монологической речью с детьми с недостатками слуха, позволяет в дальнейшем более успешно обучать детей составлению связного речевого высказывания, а также рассказа по замыслу.

Использовать наглядные модели можно при составлении загадок, рассказыванию сказок. Но необходимо помнить, что не к любому художественному произведению можно составить схему. Важно, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими, по очереди появляющимися персонажами. (сказки «Колобок», «Репка», «Теремок»,).

Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей с нарушением слуха формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.

Ярким примером модели служат календари природы. Дети с помощью знаков отмечают состояние погоды, интересные и яркие явления природы, помещают свои рисунки. Дети старшего возраста используют сложную, развёрнутую модель календаря, отмечая дни недели, месяц, погоду, отмечая свои трудовые действия в природе. Всё это создаёт основу для усвоения речевого материала, формирует мотивацию словесного общения.

При помощи моделей легко можно фиксировать результаты длительных наблюдений за явлениями природы: испарение воды, прорастание лука в различных условиях (воде и почве, изменение роста луковиц.

Жизнедеятельность детей с нарушениями слуха тесно переплетена с задачами формирования речи. Выполнение действий в процессе различных режимных моментов предполагает усвоение соответствующих слов и выражений. Регулярное использование опорных схем «умывание», «одевание», «сервировка столов», «уход за растениями в уголек природы», … способствует лучшему запоминанию фраз и слов. На каждом этапе работы с детьми объём материала используемого в быту расширяется, обогащает лексический состав и грамматическую сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же ситуации с детьми разных лет обучения выглядят по-разному. Например, во время сбора на прогулку (младшей возраст) используются следующие слова и выражения: Пойдем гулять. Будем одеваться. Наденьте кофту, …. Возьмите варежки. Алёша, сними шапку. Надел неправильно. Я помогу. Молодцы, оделись быстро. Идите гулять. Старший возраст: Сегодня пойдём на прогулку в парк. Нужно одеваться быстро. Наденьте сапоги. Дима, неправильно. Ты перепутал сапоги. Таня, где твоя шапка? Марина – молодец, оделась первая. Оля, застегни куртку. У тебя оторвана пуговица. Вечером пришьём пуговицу, я тебе помогу. Все оделись?

Использование моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями слуха эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления. Позволяет достигнуть высокого уровня умственного и речевого развития детей и качественно подготовить их к обучению в школе.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Графическое моделирование в речевом развитии детей
Опубликовано: 21 сентября 2021 в 13:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Графическое моделирование в речевом развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Волкова (УИ 2137422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД