Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Охрицкая Надежда Михайловна
Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер-класса:

Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как, где и для чего можно использовать мнемотехнику и мнемотаблицы в нашей работе с детьми.

Порой на лестнице стою,

стараюсь догадаться:

собралась подниматься я,

а может, вниз спускаться?

У дверцы холодильника

не в силах я понять:

поставила я что-то внутрь

или хотела взять?

И в сумерках, держа чепец,

себе я ужаснулась:

не знаю — спать ли я ложусь

иль только что проснулась?

В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)

А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?

Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа Вашей памяти.

Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.

Сейчас на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.

Педагоги выполняют задание.

А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.

• Книга

• Тетрадь

• Ножницы

• Окно

• Небо

• Звезда

• Улица

• Дерево • Торт

• Змея

• Ковёр

• Доска

• Пальма

• Остров

• Цирк

• Кресло

Педагоги выполняют задание.

Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.

Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.

Вот так и у детей, память бывает разного типа, а ещё бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т. д.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является…

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Уважаемые коллеги, а скажите, кто из вас уже использует в работе эту технологию? Какие Вы молодцы! А вот для меня это новая технология, о которой я много слышала, но начала использовать только в этом году.

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений.

Итак, что же такое мнемотехника и как она может помочь в развитии детской памяти?

Примером мнемотехники может служить всем знакомая фраза, которая

помогает запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. А так же в младшем возрасте используются цветные мнемотаблицы, а в старших группах уже можно применять и чёрно-белый вариант, но опять же это в случае, если работа по мнемотехнике началась с младшего возраста и дети уже хорошо понимают что это такое.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Сейчас я предлагаю сейчас предлагаю Вам поработать с этой техникой.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

На данном слайде вы видите простейшее стихотворение переведённое в мнемодорожку.

А вот на данном слайде загадка в мнемотехнике.

Уважаемые коллеги, мы с Вами научились использовать в своей работе широкие просторы интернета.

Вот посмотрите какие мнемотаблицы я нашла и теперь могу использовать на своих занятиях.

Я вам рассказала, что такое мнемотехника, и теперь предлагаю поработать практически в этой технике.

Сейчас я раздам Вам задания, для самостоятельного изготовления мнемодорожек или таблиц по СКОРОГОВОРКАМ, ЗАГАДКАМ, ПОГОВОРКАМ, а кому-то попадётся и сказка.

Педагоги выполняют задания. Делятся полученным результатом друг с другом.

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Ну и давайте ещё поугадываем по мнемокартинкам, какие сказки и загадка за ними спрятались.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно, но.

- Я поняла, что.

- Теперь я могу.

- Я почувствовала, что.

- Я приобрела.

- Я научилась.

- У меня получилось.

- Я смогла.

- Меня удивило.

- Мне захотелось.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-mnemotehnika_66bli.pptx | 25514,85 Кб | Скачан: 16
 
Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста В дошкольном детстве ребнку приходится разрешать вс более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования.

«Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста» Роль детской книги в речевом развитии детей Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

Эффективность использования мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Педагогический проект: Эффективность использования мнемотаблиц для развития речи детей старшего дошкольного возраста Ушинский К. Д. : «Учите.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Задачи: -дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 18:39
+217Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Мыльные пузыри – забава незатейливая, но удовольствие от неё – огромное и радужное. Интересно надувать пузыри, ловить их, смотреть, как они лопаются, пытаться поймать так, чтобы пузырь не лопнул, а сел на...

21 июня. День алых парусов на МААМ

«Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» — эти слова из повести Александра Грина стали напутственными для всех выпускников школ Санкт-Петербурга. Ежегодно в конце июня для...

«В гостях у пчелки Жужи». Детско-родительский клуб «Учимся играя». Вторая младшая группа
Родители под музыку входят в зал и встают в круг. Под музыку в ходит пчелка Жужа. Здравствуйте мои друзья Очень рада видеть я У себя в гостях. Дружно...
Консультация «Слоники из пластилина с сюрпризом»
20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках Лепка из пластилина – увлекательный процесс для ребенка. Поделки из пластилина помогают развивать...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за солнцем»
Цели: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы; учить замечать и называть состояние погоды; способствовать развитию наблюдательности,...