Юлия Сухова
Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Сухова Юлия Владимировна
Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
I. Организационный момент (мотивация к деятельности) (Слайд №1)
- Добрый день уважаемые коллеги! В своем мастер – классе я хочу познакомить вас с интерактивными методами, которые я использую в своей работе.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2019
Мой мастер – класс посвящен речевому развитию дошкольников, потому, что это – одна из актуальных задач на этапе формирования личности ребенка.
Благодаря развитию речи у дошкольников формируются коммуникативные навыки и умения. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании, тем активнее он развивается всесторонне.
Каждый из нас имеет опыт публичных выступлений и не секрет, что часто мы испытываем перед ними волнение и трепет. Я уверена, что эти же чувства испытывают и наши воспитанники и то, какими коммуникативными навыками будут они обладать, во многом зависит от нас, поэтому огромное значение в своей деятельности, я уделяю речевому развитию. (Слайд №2)
Цель: повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Раскрыть значимость используемых методов.
2. Познакомить педагогов с основными интерактивными методами и приемами речевого развития дошкольников и их практическим применением.
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер – класса.
(Слайд №3)
- Сегодня я приглашаю Вас отправиться в необычное морское путешествие по неизведанным островам, для этого я предлагаю надеть эмблемы с названием корабля «Мечта».
- Ну, вот теперь мы с вами настоящая команда.
II. Установление эмоционального контакта
Ввиду того, что команда нашего корабля только что сформирована, я предлагаю, поприветствовать друг друга и вместе с тем преодолеть застенчивость и нерешительность.
Сейчас я попрошу вас встать и походить по палубе нашего корабля, здороваться со всеми кто встречается на пути, но здороваться надо определенным образом
- на хлопок – здороваемся за руки и произносим любое приветствие;
- на звук колокольчика – здороваемся плечиками и произносим «добрый день».
-Замечательно, а теперь предлагаю занять свои места на корабле, но прежде чем мы отправимся в наше путешествие, хочу предложить вам ненадолго остановиться в бухте «Ожидания» (Появляется карта с островами без надписей) и задать вам вопрос «Чего вы ждете от сегодняшнего мастер класса?». И сделаем мы это с помощью интерактивного технологии «Хоровод». Выполнять задание по очереди, передавать друг другу морской узел. Отвечает тот, у кого в руке окажется морской узел.
III. Теоретическая часть
(Слайд №4) А теперь наш путь лежит на остров под названием «ФГОС ДО» (На карте появляется остров с надписью ФГОС)
- Вот мы с вами и причалили к этому загадочному острову, я уверена, что все изучали ФГОС ДО, поэтому предлагаю вспомнить: «Что согласно стандарту, включает «речевое развитие», (педагоги думают, обсуждают).
- Хорошо, на правах капитана корабля я позволю себе обобщить все сказанное вами: (Слайд №5)
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Замечательно, все вспомнили основные аспекты ФГОС ДО по речевому развитию, а теперь наш курс лежит на необитаемый остров. (Слайд №6) (На экране остров Интерактивный)
Посмотрите, это на самом деле очень загадочный остров, мы мало что знаем о нем, но его название нам известно «Интерактивный», (Слайд №7) я предлагаю вам изучить этот остров, путем взаимодействия друг с другом, что и предполагает термин «интерактивность». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
(Слайд 8) Интерактивная технология «Кластер»
Кластер – это технология, помогающая свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Называю словосочетание «Интерактивные технологии». Вы в течение 1 минуты записываете слова, которые приходят на ум, относящиеся к этому словосочетанию.
В свою очередь интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания или общения, в результате применения методов и приёмов интерактивного обучения в речевом развитии позволяет решать задачи:
умения принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.
(Слайд №9)Применение интерактивных технологий начинается в младшем дошкольном возрасте. Вам представлены различные интерактивные технологии, которые рекомендованы с учетом возраста воспитанников.
младшая группа – работа в парах, хоровод;
средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.
Хочу представить вам некоторые интерактивные методы и приемы, которые я использую в своей практике в речевом развитии дошкольников.
(Слайд № 10)
Во время работы над ролевыми диалогами мной применялась такая интерактивная технология как «Карусель», суть ее такова: образуется два круга: внутренний и внешний. Внутреннее кольцо - сидящие неподвижно дети, а внешнее - подвижное, дети поочередно передвигаются по кругу. Внутренний круг «Домашние животные, внешний «Дикие животные» и т. д.
Отдельные места из сказок мы проигрывали с использованием интерактивной технологии «Аквариум» ее суть заключается в том, что несколько человек разыгрывают сцену в круге, а остальные наблюдают и анализируют, вносят предложения.
«Работа в парах»- дети учатся взаимодействовать друг сдругом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
«Хоровод»- дети выполняют задание по очереди, тем самым воспитывается у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
«Дисуссии»-дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю.», «Я считаю.», «По моему мнению.», «Я согласен, но.», «Я не согласен, потому что.».
«Мозговой штурм» - дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин., а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.
«Микрофон»- дети передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.
(Слайд №14)
IV. Практическая часть
- Уважаемые участники мы с вами сейчас изучили остров «Интерактивный» и наш путь лежит на остров «Практический» (на экране остров Практический)
- В этой части мастер – класса я предлагаю некоторые варианты практического применения интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.
(Слайд №15) 3. Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Интерактивная технология «Мнемотехника», - Уважаемые коллеги, посмотрите на нас полюбопытствовать вышла (Лиса, давайте мы вместе с вами попробуем составить рассказ об этом животном с помощью мнемотехники. В мнемотехнике существует два вида дидактического материала – схемы – модели и мнемотаблицы и они немного отличаются друг от друга.
Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов (на слайде готовая схема рассказа) и тут достаточно все понятно, (Слайд №20) то JI. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель JI. Е. Белоусовой используется со старшей группы. Она учить фиксировать полученный результат в доступной для детей схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
- Уважаемые коллеги перед вами лежат схемы, которые мы сейчас попытаемся заполнить.
- В центральном кружочке пишем букву «Л» — почему?
(Участники отвечают и пишут в центральном кружке букву «Л»)
- Лиса — это домашнее или дикое животное? Где она живет?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 1 в лесу в норе).
- Как называются детеныши лисы? Мама-лиса большая, а лисята?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 2 маму-лису и лисенка).
-Чему учит мама-лиса своих лисят? Придумаем добрые слова про лису, какая лиса?
(Участники описывают лису— без схемы, пишут в кружочке № 3 слово «мама»).
- А кто знает врагов лисы?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 4 зубы и ружье).
- Чем питаются лисы?
(Участники в кружочке № 5 зайчики, мышки и. т. д.)
- Какую пользу приносят лисы людям?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке шубу, шапку, хвост-мех (воротник).
- А как вы относитесь к лисе?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я»).
- А сейчас кто хочет рассказать про лису? (Участники рассказывают)
V. Рефлексия
Замечательно, а нам пора дальше в путь и наш корабль плывет на остров «Оправданных надежд» (Слайд №16)
- Уважаемые коллеги наше путешествие подошло к концу, а сейчас мне бы хотелось взять у вас интервью и выяснить «Оправдались ли ваши ожидания?» (Участники с помощью микрофона, высказывают свои ощущения).
(Слайд №17) - Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Итак применение интерактивных технологий является значимым методом и приемом в речевом развитии детей дошкольного возраста и позволяет развить коммуникативные умения и навыки воспитанников.
(Слайд №18) - Спасибо вам огромное за приятные минуты нашего путешествия!
Вступление…
Пассажиры корабля «Мечта»
Пассажиры корабля «Мечта»
«Хоровод»
«Карусель»
«Мнемотехника»
«Микрофон»
Спасибо за внимание!