Назарова Татьяна Валентиновна
Грамматические игры и упражнения с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы видим на картине.
Дидактическая задача: развивать умение составлять предложения с опорой на картинку, учит составлять простые нераспространенные предложения.
Оборудование: сюжетные картинки на тему «Школа», «Летом в лесу», «Уборка урожая».
Содержание: Педагог показывает детям картинку и составляет по ней простое нераспространенное предложение, например: Олеся идет. Ребенок должен повторить фразу и добавить к ней 1 – 2 слова, например: Олеся идет в школу. Следующий ребенок добавляет еще слова к этому предложению: Олеся идет в школу с портфелем т. д. Выигрывает тот, кто составит и произнесет правильно самое длинное предложение.
Публикация «Грамматические игры и упражнения с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Когда дети овладеют правилом игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
Дополни предложение.
Дидактическая задача: упражнять детей в составлении простых и сложных предложений, учить понимать причинные связи между явлениями.
Содержание: Педагог начинает предложение – дети должны закончить его. Например: Максим утром…
Вариант: усложнение игры – дополнение фразы до сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. Например: Ира надела теплую шубу, потому что… или Женя играет в мяч, а Игорь…
Кто догадался?
Дидактическая задача: составлять предложения со значением противопоставления, воспитывать умение доказывать правильность своих суждений.
Оборудование: таблицы слов.
Содержание: на доске или таблицах написаны пары слов, например: снег – уголь, мед – лук, подберезовик – мухомор, лошадь – тигр. Дети читают слова, затем выбирают пару слов и составляют с ними предложения со значением противопоставления. Например: Снег белый, а уголь черный т. д.
Составь предложение по – другому.
Дидактическая задача: упражнять в синонимической замене предложений разного типа.
Оборудование: игрушки, сюжетные картинки.
Содержание: Педагог показывает детям картинку, дети в паре составляют по картинке разные предложения, например: Мама взяла зонт, потому что на улице идет дождь или На улице идет дождь, и мама взяла зонт. За хороший ответ дети получают игрушки, которые в конце игры подсчитываются.
Из какой сказки?
Дидактическая задача: учить выбирать из художественных произведений законченные предложения, развивать память детей.
Оборудование: книжки для чтения.
Содержание: Педагог произносит предложение из знакомого детям прозаического или стихотворного текста – дети называют произведение, откуда взято предложение. Далее дети сами проговаривают предложения из стихов и сказок, потешек и загадок, получая в награду книги для чтения.
Ушел олень с олененком.
Дидактическая задача: учить употреблять в речи существительные в творительном падеже, упражнять в умении правильно строить предложение.
Оборудование: наклейки.
Содержание: Педагог рассказывает о том, что на праздник собрались животные со своими детенышами. Когда наступил вечер, они стали расходиться. Первым ушел олень с олененком. Кто ушел за ним? Дети придумывают предложения: Следом ушел зубр с зубренком т. д. Ребенок, после которого никто ничего не придумывает, получает в награду наклейку.
Вариант: На день рождения к Тане пришли ее друзья: Ира пришла с Колей и т. д.
Проверь себя.
Дидактическая задача: составлять слова из определенного количества слогов, упражнять в правильном построении предложений.
Оборудование: индивидуальные кассы бука, песочные часы.
Содержание: По команде дети должны за определенное время выложить из букв слова, состоящие из одного – двух слогов. Слова должны быть проанализированы и прочитаны на предыдущих занятиях. С выложенными словами дети составляют предложения.
Придумай предложение сам.
Дидактическая задача: закреплять навык составления предложений, обращая внимание на сочетание слов в предложении.
Оборудование: фишки.
Содержание: Педагог предлагает детям придумать предложение. Состоящее из определенного количества слов. Тот, кто первый выполнит задание, получает фишку.
Вариант: Педагог называет 2 – 3 слова – дети составляют из них предложения. Выигрывает группа, у которой больше фишек.