лана булгакова
Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста в рамках проекта «Мы память бережно храним»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста в рамках проекта „Мы память бережно храним“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
В 2020 году исполняется знаменательная дата – семидесяти пятилетия Великой Победы, а 2021 80-летняя дата начала Великой Отечественной войны. Чем больше временной разрыв от памятных дат, тем сложнее современным детям понять их значимость, сложнее представить все тягости, и страх того времени.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Дошкольное детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, готовность к её защите.
Создание педагогических продуктов направленных на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Победы.
Понимая, что дошкольное детство является первой ступенью личностного развития, и чем ярче события детства, тем больше чувственных новообразований возьмет ребёнок с собой в дальнейшую жизнь, командой педагогов детского сада разработан и реализовывается долгосрочный репродуктивный педагогический проект, посвященный подвигу русского народа в ВОВ.
Сроки реализации проекта 2020-2023г. г.
Продукты проекта :
2020г. - Мини-музей «Мы память бережно храним»
2021г. - Сюжетно - повествовательная инсталляция «Земляки сражались за Родину»
2022г. - Детская киностудия «Дети - герои».
Мини-музей «Мы память бережно храним»
Мини- музей - это результат большой системной работы дошкольной образовательной организации, реализующей программы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей. Над созданием музея трудился весь педагогический коллектив. Экспонаты музея по крупицам хранились в небольших зонах в группах, сейчас они собраны воедино и составляют большую экспозицию. В её создании принимали участие не только сотрудники детского сада, но и ветераны труда, много лет проработавшие в детском саду предоставляли экспонаты в мини-музей, и с удовольствием поделились воспоминаниями о своих родных и близких. Добрую традицию встречаться с детьми в стенах музея и рассказывать о боевых событиях в Афганистане, буднях военнослужащих в мирное время поддерживают бывшие военнослужащие - родители и родственники педагогов и воспитанников детского сада.
Наш музей состоит из трех помещений: первое «Педагогическая приемная» - здесь размещены методические пособия, адаптированные для дошколят, выставка достижений педагогов и результаты продуктивной деятельности детей и их родителей. В этой комнате проходят художественные мастер- классы для детей, где можно научиться делать памятные артефакты ВОВ
Следующая комната - «Инженерная мастерская», где расположено оборудование по образовательной робототехнике и различные виды конструкторов. Здесь дети работают над созданием технических проектов, создают модели военной техники.
Большой интерес вызывает «Зал экспозиций», где представлены экспонаты медицинской службы, военное обмундирование разных лет и разных видов войск, инсталляция штаба связи, предметов быта времен ВОВ и послевоенного времени, исторические документы участников ВОВ, «Стена памяти» и «Бессметный полк».
Цель: формирование и развитие гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством интерактивной «музейной педагогики».
Задачи:
привлечь родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада;
расширить кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
расширять знания детей о ВОВ.
развивать познавательные способности в процессе практической деятельности.
способствовать формированию интереса к истории своей родины, событиям прошлых лет;
обогащать предметно-развивающей среды детского сада;
включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме;
развивать познавательную активность детей;
приобщать дошкольников к общечеловеческим ценностям;
воспитывать у дошкольников основы толерантности.
Формы и методы реализации проекта :
Познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественная деятельность детей (беседы, экскурсии, ручной труд, рисование, аппликация, конструирование, литературно – музыкальная композиция, спортивный праздник, чтение художественной литературы, конкурс чтецов)
Сюжетно - повествовательная инсталляция
«Земляки сражались за Родину»
Проект предполагает воссоздание на административной территории здания №2, расположенного по улице Калинина, 30 пространственных композиций военных лет силами образовательного сообщества педагоги- родители – дети. В память Великой трагедии, в защиту Мира и Детства, памяти воинов - сибиряков дедов и прадедов, родственников воспитанников жителей города Северска и Томска. Проект предполагает предшествующую совместную творческую, краеведческую, исследовательскую деятельность детей и взрослых. На всех этапах проекта педагоги – родители - дети выполняют творческие задания, вносят личный вклад в общее дело.
Результаты проекта : участие детей и взрослых в коворкинге, посвященном празднованию Великой Победы.
Связь с социумом
Ветеранов ВОВ микрорайона МОУ СОШ№197, МБУ ЦДБ, депутатский округ, детская художественная школа, МБУ «Детский дом творчества», ЖЭУ-2, волонтёры, патриотический клуб «Воин», медсанчасть ВЧ-3481, МБУ ДО «Центр Поиск», Всероссийская кинезиологическая федерация
В программе коворкинга:
- Концерт педагогов и воспитанников детского сада, посвященный победе русского народа во время ВОВ.
- Выставка «Судостроение русского флота».
- Показательные выступления военно - патриотический клуба «Воин».
- Показательные выступления Всероссийской кинезиологические федерации.
- Тренинг для родителей по оказанию первой помощи при ушибах и переломах.
-Литературная гостиная о героях Великой отечественной войны.
- Мастер-классы военных артефактов.
- Игровые реконструкции боевых сражений Москвы и Ленинграда.
- Моделирование событий военных лет.
Детская киностудия о героях военных лет
В рамках работы по этому направлению в нашем детском саду планируется детская киностудия о героях великой отечественной войны, в которой дети знакомятся с процессом создания кино, принимают участие в реальной съёмке видеороликов, создание мультипликационных и художественных фильмов о войне.
Главной целью работы киностудии является создание условий для развития творческих способностей обучающихся посредством использования средств кинематографа. Знакомство детей с таким видом искусства как кинематограф, позволяет интегративно развивать личность ребенка, мотивировать его на общение со сверстниками и взрослыми, разнообразить детскую деятельность. Кинематограф способствуют максимальному сближению интересов детей и родителей, а также и педагогов, что соответствует требованиям ФГОС. Важной составляющей деятельности киностудии является культурно-историческая направленность: создание фильмов о подвигах народа в годы ВОВ, изучение исторического наследия.
Занятия в студии позволяют расширить знания детей о профессиях : сценарист, режиссер, оператор и журналист, развивают творческое мышление, воображение и актерские навыки, способствуют расширению словарного запаса; формируют навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления проекта; воспитывают у детей умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми; прививают любовь к малой Родине; поддерживают стремление детей к отражению своих представлений посредством кинематографа.
В работу киностудии вовлекаются дети, их родители, педагоги и специалисты учреждения. Таким образом, обеспечивается тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений, что, безусловно, положительно сказывается на результатах работы.
Руководство киностудии осуществляют воспитатели. Они отвечают за организацию всех этапов создания фильма: составление плана работы, воплощение идеи и написание сценария, организацию съемок и взаимодействие всех участников, а также координируют работу гримеров и декораторов.
Психолого-логопедическое сопровождение включает в себя:
- занятия с учителем-логопедом –отработке дикции и работе над выразительностью речи;
- занятия с педагогом-психологом - развитие коммуникативных навыков, упражнения на снятие напряжения, тренинги, сюжетно-ролевые игры, сопутствующие освоению обучающимися представлений о том, что такое кино, процессе съемки видеороликов, взаимодействии людей при создании кино.
Родители обучающихся принимают активное непосредственное участие в создании каждого фильма: выступают в роли «журналистов» в совместном с детьми поиске информации о героях ВОВ, помогают с подбором и созданием костюмов, организуют передвижения «съемочной группы» по области для съемки сюжетов, выступают в роли актеров, оператора и монтажера, работают по поручению родителей. В ходе создания фильма используются разнообразные формы работы: экскурсии, беседы, поиск информации, изучение литературы, просмотр фильмов; развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом; работа в подгруппах. На создание одного фильма требуется от 2 до 3 месяцев. Каждый фильм начинается с возникновение замысла. Руководители, родители и дети собирают информацию из книг, экскурсий, фильмов об родном крае и определяют, о чем будет новый фильм. После этого идет разработка сценария: отбор интересных фактов, придумка сюжета, распределение ролей и написание текстов для каждого актера. Далее педагоги и родители подбирают костюмы соответственно ролям, создают необходимые декорации, придумывают и накладывают грим актерам. Затем начинается самая сложная часть – съемка видео. На этом этапе дети знакомятся с тонкостями кинематографа: как проходят съемки, какого быть актером на съемочной площадке на улице или в помещении с использованием декораций. На заключительном этапе осуществляется монтаж фильма, готовый результат демонстрируется как настоящая премьера в детском саду. Перспективами дальнейшего развития киностудии являются: расширение состава участников, привлечение обучающихся начальной школы и родителей, выпускников ДОУ и их родителей, разнообразие тематики создаваемых фильмов. Таким образом, в киностудии создается благоприятная и естественная среда социализации современного ребенка, обеспечивается полноценное взаимодействие всех участников творческого процесса, что ведет к успешному решению поставленных задач. Активно участвуя в деятельности киностудии, дети обретают уверенность в себе, расширяют представления о работе в кинематографе, участвуют в самостоятельной исследовательской работе, знакомятся с прошлым и настоящим родного края. Работа киностудии способствует гармонизации детско-родительских отношений, способствует вовлечению родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.