МААМ-картинки

Конспект НОД «Грибы Кабардино-Балкарской Республики»

Зоя Пахомова
Конспект НОД «Грибы Кабардино-Балкарской Республики»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»

структурное подразделение дошкольного образования

«Грибы КБР»

Конспект НОД для педагогов СПДО

Подготовила:

Пахомова З. Н.

воспитатель

Март 2018

Цель: обобщить и закрепить знания о грибах.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Грибы Кабардино-Балкарской Республики“» размещена в разделах

Обучающие: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц, расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе, вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: загадок, пословиц, сказок, образование притяжательных прилагательных от существительных; образование причастий от глаголов.

Развивающие:

развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость,

любознательность, наблюдательность, вовлекать детей в совместную деятельность.

Воспитательные:

воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека, умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, изобразительная.

Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" «Социально-коммуникативное».

Предварительная работа:

Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом», рассматривание иллюстраций: набор картинок на тему «Грибы», «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы», Дидактические игры «Съедобный – несъедобный», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Чей грибок», игра «Лото», разрезные картинки «Грибы», викторина «Что мы знаем о грибах, чтение сказок «Война грибов с ягодами», «Под грибом» В. Сутеева; загадывание загадок о грибах; знакомство с пословицами и скороговорками, рассматривание картинок грибов; лепка грибов из пластилина, аппликация «Грибок» из природного материала, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, игры с зашумованными картинками.

Оборудование: ноутбук, магнитная доска.

Демонстрационный материал: письмо от грибка-боровика, иллюстрации грибов, шкатулка со «спорами», массажный мячик, карта России, грибная полянка.

Раздаточный материал: раскраски «грибочки», карандаши.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка.

Методические приё мы:

1. Информативно – рецептивный – (письмо – введение в игровую ситуацию).

2. Словесный метод - (создание мотивации для деятельности детей,

художественное слово, развитие монологической речи, вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение, использование сюрпризных моментов).

3. Игровой метод - (д/и «Чей грибок», «Вопросы и ответы»)

4. Наглядный — использование иллюстраций, игрушек.

5. Эвристический метод: раскрашивание грибов.

Ход НОД:

I. Орг. момент:

Сегодня я нашла в нашей группе вот это письмо. Оно от лесовичка-боровичка.

(Загадка) :

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы –

Нет под шляпкой головы? (гриб).

Дети, отгадайте загадку, о чём мы сегодня с вами поговорим.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы:

Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Сырые грибы есть нельзя, потому что споры ядовитые и старые грибы собирать нельзя, в них много спор (дети «рассматривают» споры). Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом. Грибы всегда связывали с дождём. Русская поговорка: «растут, как грибы после дождя», т. е. очень быстро растут. А выражение «грибной дождь» употребляют, когда идёт дождь при солнце. После такого дождя обычно на небе бывает радуга. Вот ещё пословицы о грибах.

В лесу шуметь – только грибы распугивать. Это значит, что в лесу нельзя шуметь.

Весна красна цветами, а осень – грибами. Это значит, что грибы нужно собирать не весной, а осень – грибами. Это значит, что грибы нужно собирать, не весной, а осенью.

Назвался груздем – полезай в кузов. Груздь – это название гриба. Пословица говорит о том, что если ты взялся за какое-то дело, то доведи начатое до конца и отказываться нельзя.

2. Беседа: «Гриб и его дом».

(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)

Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб растёт под осиной?

Дети: Под осиной растёт подосиновик.

Воспитатель: Правильно, а под берёзой?

Дети: Под берёзой растёт подберёзовик.

Воспитатель: Молодцы! А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. А как вы думаете, почему гриб волнушка называется волнушкой? (дети отвечают) Мы говорили про съедобные грибы. А вот красивый гриб : тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?

Дети: Это мухомор!

Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.

Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые.

Где растут грибы? (на земле, на пне, на дереве, на камне, в поле, на грядке, на лугу, на сухарях).

Нужны ли грибы лесу?

1. Лечат лес, без них деревья болеют.

2. Помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни. Улучшают почву.

3. Грибами питаются и лечатся животные.

ВЫВОД: грибы нужны не только человеку, но и растениям, животным, поэтому собирать их надо умело.

Дети, угадайте сказки, где рассказывается о грибах или грибы принимают участие в сказке.

«Гриб – боровик над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать.» («Война грибов с ягодами)

«Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.» (Сутеев «Под грибом)

А какой ещё рассказ мы читали? (Тайц «По грибы»)

Воспитатель: Попробуйте повторить грибные скороговорки :

1. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

2. Рыжий рыжик рыж не зря: рыжик вестник сентября.

3. Нёс Ипат пять опят. Обошёл он пруд – зацепился за прут. Упали Ипат и пять опят.

Дидактическая речевая игра «Чей гриб. (дети передают друг другу мячик)

Однажды, мышь, белка, заяц, ёж, лиса, медведь и лось пошли за грибами. Они договорились, что как только кто–нибудь из них найдёт гриб, сразу об этом сообщит другим. Идут они по лесу, поют песенку (на любую мелодию).

Пойду в лесок,

Найду грибок,

Положу в кузовок.

Вот грибок,

Ещё грибок,

Вот и полный кузовок!

Мышь нашла гриб. Этот гриб чей? (мышиный)

Белка нашла гриб. Этот гриб чей? (беличий)

Заяц нашёл гриб. Этот гриб чей? (заячий)

Ёж нашёл гриб. Этот гриб чей (ежиный)

Лиса нашла гриб. Этот гриб чей? (лисий)

Медведь нашёл гриб. Этот гриб чей? (медвежий)

Лось нашёл гриб. Этот гриб чей? (лосиный)

Насобирали звери много – много грибов, а что с ними делать – не знают. Как их съесть?

Мышь говорит: «Если грибы варить, они будут какие?» (варёные)

Белка говорит: «Если грибы жарить, они будут какие?» (жареные)

Заяц говорит: «Если грибы сушить, они будут какие?» (сушёные)

Ё ж говорит: «Если грибы солить, они будут какие?» (солёные)

Лиса говорит: «Если грибы тушить, они будут какие?» (тушёные)

Медведь говорит: «Если грибы мариновать, они какие будут?» (маринованные)

Лось говорит: «А если грибы только мыть, они какие будут?» (мытые)

3. «Путешествие».

Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, (физминутка) беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес. В какой стране мы живём? Как называется наша республика? Что есть в КБР для охраны природы? (Россия, КБР, заповедник) (около карты). Напомните, как нужно вести себя в лесу?

Дети: ( Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник, собирай только те грибы, которые хорошо знаешь, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох. грибница высохнет и погибнет, срезай грибы ножиком, не бери старые грибы. в них яд, не собирай возле дорог, предприятий, в скверах. в этих грибах много вредных веществ, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия, никогда не пробуй их на вкус).

(Дети за воспитателем подходят к грибной полянке. Включается аудиозапись «Шум дождя).

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)

Гимнастика «Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала!

(Сверху пальцем показывают траекторию

движения капли и прослеживают взглядом.)

Мы на небо посмотрели:

(Смотрят вверх.)

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали.

(Вытирают лицо руками.)

Туфли – посмотрите – мокрыми стали.

(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)

Мы плечами дружно поведём,

Капельки с себя стряхнём.

(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)

От дождя мы убежим,

(Бегают друг за другом по кругу.)

Под кусточком посидим.

(Приседают.)

(Шум дождя прекращается.)

Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы (дать детям ножи и лукошко, собираем грибы на грибной поляне).

3. Практическая работа.

Воспитатель: А сейчас, дети, я предлагаю вам присесть на пенёчки, отдохнуть. Я предлагаю вам размять наши пальчики. Смотрите и повторяйте за мной.

Пальчиковая игра «За грибами».

Топ-топ. Пять шагов,

(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)

В туесочке пять грибов.

(Показывают растопыренные пальчики.)

Мухомор красный –

(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело.

(Дети садятся на стульчики возле столов, соединённых по двое. На столах перед каждым ребёнком лист с картинкой и карандаши. А здесь у нас на картинках тоже грибы.

Дидактическая игра «Обведи и раскрась гриб».

Дети обводят контур гриба простым карандашом и раскрашивают. Воспитатель индивидуально помогает, по окончании работы оценивает.

4. Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Нам пора возвращаться в группу. Ой, смотрите старичок-боровичок пока мы раскрашивали грибы положил нам угощение в наше лукошко. (возвращаемся на ковёр) Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями. Понравилось вам путешествие? Что вам больше понравилось? Ответы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

Фотоочерк «Чегемские водопады — жемчужина Кабардино-Балкарии»Фотоочерк «Чегемские водопады — жемчужина Кабардино-Балкарии» Фотоотчёт: "Чегемские водопады – жемчужина Кабардино - Балкарии" и" Сегодня уважаемые коллеги хочется показать один уголок моей республики.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Грибы»Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Грибы» Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе «Грибы» Задачи: упражнять передавать в аппликации композицию из двух.

Конспект НОД «Не все грибы одинаковы» к Всемирному Дню грибникаКонспект НОД «Не все грибы одинаковы» к Всемирному Дню грибника Цель: закреплять и углублять представления о грибах. Задачи: • продолжить знакомить детей с особенностями строения гриба и его образом.

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Грибы»Конспект НОД по лепке в младшей группе «Грибы» Задачи: 1. Учить детей лепить грибы конструктивным способом из двух частей (ножка, шляпка). 2. Показать приемы моделирования шляпки гриба:.

Конспект ООД в подготовительной группе на тему: «Грибы» Конспект ООД в подготовительной группе на тему: «Грибы» Цели: Уточнить знания детей о грибах, правилах сбора грибов. Познакомить детей с.

Конспект ОД по реализации НРК республики Ингушетия «Страна гор» Конспект ОД (НРК)Тема:«Страна гор» Цели и задачи: -знакомить детей с бытом ингушского народа; -стимулировать интерес к изучению древней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Грибы Кабардино-Балкарской Республики»
Опубликовано: 1 января 2024 в 21:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД