Ольга Молчанова
Группа кратковременного пребывания — одна из вариативных форм дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В это же время закладываются основы его будущего здоровья. Независимо от того, где ребенок воспитывается – дома, в семье или в детском саду, важно создать все необходимые условия для его развития.
Последнее десятилетие характеризуется снижением охвата детей дошкольным образованием. Особое внимание и поддержки со стороны специалистов требуют дети, не имеющие возможности посещать детский сад. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны специалистов, но и практика общения дошкольников со своими сверстниками, расширение социального опыта.
Публикация «Группа кратковременного пребывания — одна из вариативных форм дошкольного образования» размещена в разделах
Создание на базе ДОУ службы ранней помощи, призвана также своевременно выявлять детей с речевыми отклонениями в развитии, позволяет предложить в качестве одной из вариативных форм специальной помощи группу кратковременного пребывания.
Цель: оказание помощи детям дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии.
Задачи:
-обеспечение единых стартовых возможностей для дошкольников;
-коррекция и профилактика речевых недостатков детей дошкольного возраста;
-развитие творческих способностей ребенка и его интересов;
-создание условий для адаптации детей к ДОУ.
Работа строится на основе следующих принципов:
1. Системность профилактических и развивающих задач, позволяющая ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей, требующая учета ближайшего прогноза развития и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи нашей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционной (исправление отклонений в речи, профилактического, развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции. Включает два аспекта, отражает целостность процесса оказания педагогической (логопедической) помощи ребенку.
3. Деятельностный принцип, в основу которого положена идея об основополагающей деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л. С. Выготским. Данный принцип означает, что генеральным способом развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка, соответствие психического и личностного хода его развития нормативному.
5. Комплексность методов психологического воздействия – принцип, позволяющий говорить о необходимости использования, как в обучении, так и в воспитании детей посещающих ГКП.
6. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с детьми.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направление коррекционно – профилактической, развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы возможна только в форме организованной деятельности, и такой деятельностью является занятие.
Для успешного проведения занятия необходимо создание благоприятных условий, к которым относится следующие:
- эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка ощущение комфорта и благополучия;
- подгрупповая и индивидуальная форма проведения занятия;
- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- установка на успешность, чтобы ребенок видел окончательный результат своей работы.
Приемы и методы, используемые на занятии:
- метод практического задания;
-игра;
- наглядные и словесные методы;
- наблюдение, собеседование, тестирование;
- анализ результатов деятельности;
- учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально – положительный настрой.
Основой учебно-тематического планирования работы, в соответствии с требованиями программы, является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное его повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализации словаря дошкольника.
Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для коррекции речи и познавательного уровня детей через разные виды деятельности: игровую, обучение, музыкальную и др. с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей, их возрастных особенностей.
Обучение в ГКП происходит по программе «От рождения до школы» (под редакцией Веракса ; «Играя, обучаюсь» (от 1,5 до 7 лет).
Учебно-тематического планирования рассчитано на пребывание детей в ГКП МБДОУ «Баргузинский д/с «Соболенок» общеразвивающего вида с 1,5 летнего возраста.
Тематическое планирование представлено с октября по май, распределено по неделям, каждая неделя раскрывает определенную лексическую тему из двух занятий.
Логопедическая коррекция представляет собой целенаправленный сложный процесс, охватывающий все стороны формирования речевых навыков детей и направленно на:
- обогащение и активизацию словаря;
- развития навыков связной речи;
- коррекцию звукопроизношения;
- формирования мелкой моторики;
- развития психических и эмоционально-волевых процессов.
Организация работы ГКП.
В группу принимаются дети с 1,5 до 3 лет.
Зачисление происходит после прохождения медицинского обследования, беседы с родителями. Неорганизованные дети имеют возможность посещать группу в течении учебного года с октября по май 2 раза в неделю (подгруппа). Продолжительность занятия – 10 -15 мин. Родители во время занятия имеют возможность, находится рядом с ребенком.