Зинаида Колмакова
Гуманность народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманность народной педагогики
Веток сухих, для корзины не гнут, Отпрысков учат, покуда растут. (Хакасская народная пословица) |
Публикация «Гуманность народной педагогики» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
К. Д. Ушинский отмечал,
что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». |
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, художественные народные промыслы и т. д. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей; основные нравственные правила и идеалы, понимание образа и зла, нормы общения и человеческих отношений отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.
На протяжении процесса включения ребёнка в реальную жизнь хакасская народная педагогика пользуется важными его компонентами как, колыбельные песни, сказки, загадки и игры, тахпахи, а так же примерами, образцами отношений, запретами (прямыми, типа «нельзя», а чаще всего опосредованными в виде половиц, поговорок, сказок, поучений).
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Даже в самом маленьком произведении, будь то тахпахи, песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки, высвечивается эпоха, колорит национальной культуры. Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку с младенческого возраста. В разные жизненные моменты используются разные песни: колыбельные, детские, игровые, трудовые. В песнях отражены буквально все требования к становлению, совершенствованию личности.
Колыбельная песня – маленький лаконичный урок на всю жизнь. Урок этот добрый и искренний, потому что исходит от близкого человека. Колыбельная песня – первичная форма освоения действительности познания окружающего мира. Через колыбельную песню ребёнок усваивает словарный запас, знакомится со своей семьёй, родственниками, родом.
Дедушка твой Хара-Хан,
Бабушка твоя Хара-Торгы,
Отец у тебя Хара-Педекей,
Мать твоя Поган-Арыг…
Дядя по матери твой Погда Кирис.
Мудрость, трудовой опыт поколений, свод правил жизненной морали и нравственности, быта, мировоззрения на прошлое и настоящее отразил в пословицах и загадках. В пословицах отражается действительность, поэтому они имеют большое познавательное значение. Многие из них сложены на тему необходимости почтения к старшим, вежливости по отношению друг к другу. Эти качества прививали с детства в семье.
Старшего брата будешь слушать,
Больше проживёшь.
Пословицы ориентируются не на безоговорочное подчинение авторитету старших, но на их мудрость, гуманное заботливое отношение к младшим.
Старших почитай,
Младших оберегай.
В загадках отражены черты жизни и быта хакасов. Хакасская загадка в звуковом отношении (можно использовать для упражнений в чётком произношении звуков)
Ойда отыс ой адым. В долине тридцать соловых коней. (Зубы)
Сказки занимали одно из главных мест в словесном творчестве хакасского народа и переходили от поколения к поколению. Они выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребёнка форме, раскрывали исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности и были средством художественного познания действительности и служили целям воспитания.
Народ и сегодня рассказывает сказки. Но среди народа есть особо искусные сказители – мастера устного сказа – хайджи и нымахчы. Хайджи и нымахчы являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Народный сказитель – хайджи – рассказывая героические сказания сопровождал их горловым пением и игрой на чатхане. Народные мелодии, песни и инструменты развивают у детей положительные эмоции радости бытия, прививают красивые манеры, направляют его к благородным поступкам. Знакомясь с ними, ребенок проникается уважением к его традициям и обычаям. Народная музыка через своих народных сказителей - хайджи ярко и правдиво раскрывает волнующие проблемы жизни. Именно они являются прирожденными педагогами и талантливыми воспитателями. В ненавязчивой форме через сказания в своих слушателях развивают находчивость, сообразительность, умение сопереживать: воспитывают чувство добра, справедливости.
Психологи доказывают, что особенно в раннем детстве ребенок нуждается положительных эмоциях и любви близких.
«Ласка матери и до камня доходит».
Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Общепризнанно: «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу».
Хакасы большое уважение проявляли к многодетной матери. Об этом говорит пословица:
«У вырастившего скот сыт желудок,
У вырастившего детей сыта душа».
При воспитании детей существовало множество различных запретов. Рёбенка никогда не ставили на порог – останется малорослым. Нельзя сидеть, опираясь двумя руками о землю – будет печальным. При игре нельзя вместо шапки надеть посуду – ребёнок не вырастет. Ребёнка нельзя ставит на стол – вырастет болезненным и капризным. Малыша не кормили из ложки, которой мешали кашу – будет злоязыким. Следить за тем, чтобы он долго не плакал, а то долго не проживет. Нельзя целовать подошвы младенца – мальчик вырастет слабым, а девочка легкомысленной. Не целовали в лоб – будет жадным.
Когда замечали, что ребёнок во сне скрипел зубами, то на шею ему вешали шнурок, сплетённый из шерсти с нанизанным клыком марала. Клык марала имеет магическое свойство избавлять человека от подобного недуга. Для этого давали малышу кусать его зубами. Когда маленький ребёнок заходил к кому-либо в дом, то ему обязательно что-нибудь дарили. Нельзя было обижать ни старого, ни малого. Хакасская мудрость гласит: «Глаза маленького ребёнка могут послать проклятие, возраст престарелого человека может наслать проклятие».
У детей вырабатывали уважение к взрослым, почитание к природе, к небесным светилам. Им нельзя было называть взрослых по имени, а только иносказательно, т. е. отец или мать такого-то ребёнка. Запрещалось ходить перед сидящими людьми, громко смеяться в их присутствии и т. д.
К десятилетнему возрасту детей уже приучали к труду. Мальчиков с5-6 лет учили ездить на лошадях, а в 7-8 лет они начинали пасти скот. С 13 лет приучали косить сено, а с 15 лет уже брали с собой на охоту. Девочки с 6-8 лет уже мыли посуду, сами заплетали косички, учились вышивать, выделывать шкуры. В 10 лет уже доили коров. В 13 лет учились делать сырцы, хлеб. В 17-18 лет девушки уже сами шили шубы, платья, обувь. Воспитание детей в основном лежало на женщине. Поэтому хакасская пословица говорит: «Силу женщины забирают дети, силу мужчины забирает тайга».
Итак, рождение и воспитание хакасского ребёнка проходило под эгидой веками выработанных национальных устоев и традиций. А в настоящее время, когда дети посещают дошкольные учреждения, и воспитание и образование проходит на основе достижений современной дошкольной педагогики по разным программам. И программа «Детство», разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена предлагает вести воспитание и образование с позиций гуманистической педагогики.
Как соотнести программные требования основных программ с планом учебно-воспитательной деятельности в детском саду на идеях народной педагогики? Понятно, что всю хакасскую народную педагогику невозможно «втиснут» в деятельность детского сада, ибо многое в ней определено стандартом программы воспитательной работы. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал её сущность и способствовал бы повышению эффективности работы детского сада. Поэтому в соответствии с Федеральными государственными требованиям разрабатывается тематическое планирование, с целью ознакомления с историей родного края и приобщения детей к культуре хакасского народа, что позволяет показать особенности культурного наследия, воспитать уважительное отношение к национальным традициям и обычаям и понять, что гуманность хакасской народной педагогики состоит:
• В уважении ребёнка, как личности;
• В уважении его достоинства;
• В понимании его проблем и поступков.
Процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение культуры, как своего народа, так и людей, принадлежащих к другой этнической группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Литература
1. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.
2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан. 1996.
3. Бутанаев В. Я., Верник А. А. Народные праздники Хакасии. – Абакан. 1999.
4. Мудрое слово. Сборник хакасских народных пословиц, поговорок и загадок. – Абакан. 1976.
5. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М. : А. П. О., 1995.
6. Кириченко И. И., Боргояков Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. – Абакан. «Поиск Абакан», 2005 - №1(10).