Папки-передвижки

Гуманность народной педагогики

Зинаида Колмакова
Гуманность народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Гуманность народной педагогики

Веток сухих, для корзины не гнут, Отпрысков учат, покуда растут. (Хакасская народная пословица)
Забота о будущем поколении и его воспитании является главным долгом человеческого общества. С первых дней ребёнка его естественным спутником и источником радостных эмоций является народная педагогика, обладающая обучающей и воспитательной силой. Она является традиционным средством народной педагогики в формировании этнических преставлений дошкольников, и представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Публикация «Гуманность народной педагогики» размещена в разделах

К. Д. Ушинский отмечал,

что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством не только раскрытия национальной самобытности, но и средством формирования патриотических чувств и воспитания нравственных качеств личности. В. А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. А психолог Л. С. Выготский выдвинул идею о том, что в развитии ребенка надо различать две «сплетенные» линии: одна - естественное «созревание», другая - культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, художественные народные промыслы и т. д. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей; основные нравственные правила и идеалы, понимание образа и зла, нормы общения и человеческих отношений отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.

На протяжении процесса включения ребёнка в реальную жизнь хакасская народная педагогика пользуется важными его компонентами как, колыбельные песни, сказки, загадки и игры, тахпахи, а так же примерами, образцами отношений, запретами (прямыми, типа «нельзя», а чаще всего опосредованными в виде половиц, поговорок, сказок, поучений).

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Даже в самом маленьком произведении, будь то тахпахи, песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки, высвечивается эпоха, колорит национальной культуры. Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку с младенческого возраста. В разные жизненные моменты используются разные песни: колыбельные, детские, игровые, трудовые. В песнях отражены буквально все требования к становлению, совершенствованию личности.

Колыбельная песня – маленький лаконичный урок на всю жизнь. Урок этот добрый и искренний, потому что исходит от близкого человека. Колыбельная песня – первичная форма освоения действительности познания окружающего мира. Через колыбельную песню ребёнок усваивает словарный запас, знакомится со своей семьёй, родственниками, родом.

Дедушка твой Хара-Хан,

Бабушка твоя Хара-Торгы,

Отец у тебя Хара-Педекей,

Мать твоя Поган-Арыг…

Дядя по матери твой Погда Кирис.

Мудрость, трудовой опыт поколений, свод правил жизненной морали и нравственности, быта, мировоззрения на прошлое и настоящее отразил в пословицах и загадках. В пословицах отражается действительность, поэтому они имеют большое познавательное значение. Многие из них сложены на тему необходимости почтения к старшим, вежливости по отношению друг к другу. Эти качества прививали с детства в семье.

Старшего брата будешь слушать,

Больше проживёшь.

Пословицы ориентируются не на безоговорочное подчинение авторитету старших, но на их мудрость, гуманное заботливое отношение к младшим.

Старших почитай,

Младших оберегай.

В загадках отражены черты жизни и быта хакасов. Хакасская загадка в звуковом отношении (можно использовать для упражнений в чётком произношении звуков)

Ойда отыс ой адым. В долине тридцать соловых коней. (Зубы)

Сказки занимали одно из главных мест в словесном творчестве хакасского народа и переходили от поколения к поколению. Они выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребёнка форме, раскрывали исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности и были средством художественного познания действительности и служили целям воспитания.

Народ и сегодня рассказывает сказки. Но среди народа есть особо искусные сказители – мастера устного сказа – хайджи и нымахчы. Хайджи и нымахчы являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Народный сказитель – хайджи – рассказывая героические сказания сопровождал их горловым пением и игрой на чатхане. Народные мелодии, песни и инструменты развивают у детей положительные эмоции радости бытия, прививают красивые манеры, направляют его к благородным поступкам. Знакомясь с ними, ребенок проникается уважением к его традициям и обычаям. Народная музыка через своих народных сказителей - хайджи ярко и правдиво раскрывает волнующие проблемы жизни. Именно они являются прирожденными педагогами и талантливыми воспитателями. В ненавязчивой форме через сказания в своих слушателях развивают находчивость, сообразительность, умение сопереживать: воспитывают чувство добра, справедливости.

Психологи доказывают, что особенно в раннем детстве ребенок нуждается положительных эмоциях и любви близких.

«Ласка матери и до камня доходит».

Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Общепризнанно: «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу».

Хакасы большое уважение проявляли к многодетной матери. Об этом говорит пословица:

«У вырастившего скот сыт желудок,

У вырастившего детей сыта душа».

При воспитании детей существовало множество различных запретов. Рёбенка никогда не ставили на порог – останется малорослым. Нельзя сидеть, опираясь двумя руками о землю – будет печальным. При игре нельзя вместо шапки надеть посуду – ребёнок не вырастет. Ребёнка нельзя ставит на стол – вырастет болезненным и капризным. Малыша не кормили из ложки, которой мешали кашу – будет злоязыким. Следить за тем, чтобы он долго не плакал, а то долго не проживет. Нельзя целовать подошвы младенца – мальчик вырастет слабым, а девочка легкомысленной. Не целовали в лоб – будет жадным.

Когда замечали, что ребёнок во сне скрипел зубами, то на шею ему вешали шнурок, сплетённый из шерсти с нанизанным клыком марала. Клык марала имеет магическое свойство избавлять человека от подобного недуга. Для этого давали малышу кусать его зубами. Когда маленький ребёнок заходил к кому-либо в дом, то ему обязательно что-нибудь дарили. Нельзя было обижать ни старого, ни малого. Хакасская мудрость гласит: «Глаза маленького ребёнка могут послать проклятие, возраст престарелого человека может наслать проклятие».

У детей вырабатывали уважение к взрослым, почитание к природе, к небесным светилам. Им нельзя было называть взрослых по имени, а только иносказательно, т. е. отец или мать такого-то ребёнка. Запрещалось ходить перед сидящими людьми, громко смеяться в их присутствии и т. д.

К десятилетнему возрасту детей уже приучали к труду. Мальчиков с5-6 лет учили ездить на лошадях, а в 7-8 лет они начинали пасти скот. С 13 лет приучали косить сено, а с 15 лет уже брали с собой на охоту. Девочки с 6-8 лет уже мыли посуду, сами заплетали косички, учились вышивать, выделывать шкуры. В 10 лет уже доили коров. В 13 лет учились делать сырцы, хлеб. В 17-18 лет девушки уже сами шили шубы, платья, обувь. Воспитание детей в основном лежало на женщине. Поэтому хакасская пословица говорит: «Силу женщины забирают дети, силу мужчины забирает тайга».

Итак, рождение и воспитание хакасского ребёнка проходило под эгидой веками выработанных национальных устоев и традиций. А в настоящее время, когда дети посещают дошкольные учреждения, и воспитание и образование проходит на основе достижений современной дошкольной педагогики по разным программам. И программа «Детство», разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена предлагает вести воспитание и образование с позиций гуманистической педагогики.

Как соотнести программные требования основных программ с планом учебно-воспитательной деятельности в детском саду на идеях народной педагогики? Понятно, что всю хакасскую народную педагогику невозможно «втиснут» в деятельность детского сада, ибо многое в ней определено стандартом программы воспитательной работы. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал её сущность и способствовал бы повышению эффективности работы детского сада. Поэтому в соответствии с Федеральными государственными требованиям разрабатывается тематическое планирование, с целью ознакомления с историей родного края и приобщения детей к культуре хакасского народа, что позволяет показать особенности культурного наследия, воспитать уважительное отношение к национальным традициям и обычаям и понять, что гуманность хакасской народной педагогики состоит:

• В уважении ребёнка, как личности;

• В уважении его достоинства;

• В понимании его проблем и поступков.

Процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение культуры, как своего народа, так и людей, принадлежащих к другой этнической группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Литература

1. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан. 1996.

3. Бутанаев В. Я., Верник А. А. Народные праздники Хакасии. – Абакан. 1999.

4. Мудрое слово. Сборник хакасских народных пословиц, поговорок и загадок. – Абакан. 1976.

5. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М. : А. П. О., 1995.

6. Кириченко И. И., Боргояков Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. – Абакан. «Поиск Абакан», 2005 - №1(10).

Публикации по теме:

Моя группа «Красная смородина»Моя группа «Красная смородина» Иммануил кант:«Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ.

Загадки, пословицы и поговорки — форма словесного народного творчества Загадки - зарядка для ума Произведения малого фольклора получили своё признание в работе детского сада. Совершенно очевидно, что доступная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гуманность народной педагогики
Опубликовано: 15 мая 2013 в 19:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гуманность народной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Колмакова (УИ 70450) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД