Наталья Бежанова
Характеристика компонентов коррекционно-развивающей среды учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что на развитие ребёнка-дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда – это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит кабинет учителя-логопеда.
Основное назначение логопедического кабинета – это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Публикация «Характеристика компонентов коррекционно-развивающей среды учителя-логопеда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности и руководствовалась следующими принципами:
1. системность (материал систематизирован, составлен паспорт кабинета с перечислением всего материала и оборудования)
2. доступность (наглядно-дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников)
3. вариативность (наглядно-дидактический материал и многие пособия могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах)
4. здоровьесбережение (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета нежно-зеленого цвета, кабинет легко проветривается)
Условно логопедический кабинет можно разделить на несколько основных зон:
1. Зона коррекции звукопроизношения (оснащена зеркалом, столиком, набором карточек для артикуляционной гимнастики, одноразовыми шпателями, пособиями для коррекции звукопроизношения, пособиями по развитию мелкой моторики и др.)
\
2. Образовательная зона (оснащена комплектом: маленьким переносным столиком, 2 стула; наборы дидактических пособий по общему развитию речи, малая магнитная доска)
3. Методическая зона (шкафы с систематизированным дидактическим материалом, документация логопеда, материал для диагностики, коррекции звукопроизношения, общего развития речи)
4. Информационная зона размещена в уголке логопеда (стенд с информацией для педагогов и родителей «Советы логопеда»)
5. Зона ТСО (компьютер, принтер, рабочее место учителя-логопеда)
6. Сенсомоторная зона (материал для развития мелкой моторики и сенсорики)
7. Игровая свободная площадь кабинета.
Часть коррекционного и игрового оборудования находится и используется детьми и воспитателями в группе.
Создала дидактическое пособие для работы с детьми «Кукла «Говоруша».
Кукла изготовлена по принципу «Би-ба-бо», выполнена следующим образом: вывязанная голова, подвижные руки, ноги, широко открывающийся рот, подвижный язычок, зубы, губы. На платье куклы пришит прозрачный карман, в который вкладываются, согласно теме занятия, карточки с предметами и звуками. «Говоруша» помогает детям запомнить изучаемый материал. Вместе с «Говорушей» дети выполняют артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Она часто «присутствует» на занятиях и «хвалит» детей за успехи. Для детей– это любимый персонаж.
Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми старшего дошкольного возраста и решать различные коррекционные задачи.
А «сказочные» методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.