Ирина Шенгелия
Характеристика особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (моторной алалией)
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия. Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Моторная алалия - нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи.
Публикация «Характеристика особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (моторной алалией)» размещена в разделах
Устная речь детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами (нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.
Различают три уровня недоразвития речи :
1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи
2 уровень: зачатки общеупотребительной речи
3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Образцы речи :
1 уровень:
аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упала, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикойребенок пользуется только ситуативной речью
2 уровень:
простая фразовая речь («Сек. Ипята. Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)
3 уровень:
речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)
Оптико-пространственный гнозис детей с ТНР находится на более низком уровне развития и степень его нарушения зависит от недостаточности других процессов восприятия, особенно пространственных представлений. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению и дисграфия - неспособность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта, нарушения счета (акалькулией, которые могут наблюдаться при речевой патологии. Однако пространственные нарушения характеризуются определенной динамичностью и тенденцией к компенсации. Отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов у детей с моторной алалией проявляется в основном в бедности и слабой дифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, также в недостаточно прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
Внимание детей с моторной алалией характеризуется более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, в анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Им труднее сосредоточить внимание на заданиях со словесной инструкцией, нежели с комбинированной словесной и зрительной, еще труднее распределить внимание между речью и практическим действием. У детей с моторной алалией ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности и снижению его темпа в процессе учебной работы.
Все виды самоконтроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) могут быть не достаточно сформированными и иметь замедленный темп формирования. В частности, больше всего страдает упреждающий самоконтроль, который связан с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату, осуществляется в основном при помощи педагога, которому следует четко повторить инструкцию, продемонстрировать образец, дать конкретные указания и т. д. Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы. Заметно снижена слуховая память, продуктивность запоминания, которые находятся в прямой зависимости от уровня речевого развития. Обучающиеся часто забывают трех-четырехступенчатые инструкции, упускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не прибегают к речевому общению для уточнения инструкции. Однако у детей остаются относительно сохранными возможности смысл логического запоминания.
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственного (невербального) мышления.
Воображение детей с моторной алалией отстает от нормально развивающихся сверстников. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами, недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.
Исследования уровня притязаний школьников с моторной алалией показали, что в большинстве случаев наблюдается своеобразная реакция на неуспех, которая выражается в том, что после удачно выполненного задания дети переходят не к более трудному, а к более легкому заданию, т. е. у них срабатывает защитная реакция. Но с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.
Несовершенство устной речи учащихся с речевой патологией препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи, как необходимого элемента социальной культуры и общения.
Ситуация длительного неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только имеющегося речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом. Если родители своевременно не акцентируют должного внимания на негативных проявлениях речевого недоразвития и не обращаются за помощью к специалистам, то может наблюдаться неблагоприятная картина в формировании психики и поведения ребенка.
Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.
Преодоление вышеперечисленных трудностей обучения детей с тяжелыми нарушениями речи на базе общеобразовательной организации возможно, если при этом будут учтены особые образовательные потребности данной категории обучающихся.