Лидия Саломатина
Характеристика современных образовательных программ для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика современных образовательных программ для дошкольников.
Саломатина Лидия Данииловна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №32»
Город Солнечногорск
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные задачи современного дошкольного образования, а также виды образовательных программ в России. Освещены требования к образовательным программам. Проведен сравнительных анализ основных комплексных и некоторых парциальных программ. Сделаны выводы о целесообразности использования парциальных программ образования для более успешной реализации задач воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Характеристика современных образовательных программ для дошкольников» размещена в разделах
В современном мире нельзя переоценить роль дошкольного образования. На сегодняшний день ступень дошкольного детства становится главным образовательным резервом нашей страны. Именно в дошкольном возрасте происходит активное становление личности ребёнка, закладываются основные духовно-нравственные принципы, нравственно-волевые качества, интеллектуальные умения и навыки, важные для будущего обучения в школе. Другими словами, дошкольное образование выступает в роли фундамента для дальнейшего гармоничного и всестороннего развития ребёнка. Поэтому колоссальное значение имеет выбор образовательной программы, которая, в свою очередь, должна соответствовать необходимым требованиям и максимально ёмко решать задачи всестороннего воспитания детей. К таким задачам относится физическое, умственное, трудовое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, духовно-нравственное развитие. Все эти задачи в практической деятельности должны быть в единстве, гармонии и взаимосвязи, органически дополнять друг друга. Только при соблюдении данного условия становится возможным реализовать основную цель воспитания детей – подготовка всесторонне развитой личности.
Существует большое количество образовательных программ, принятых и одобренных Министерством Образования РФ. Все эти программы можно разделить на комплексные образовательные программы и парциальные. Комплексные, или общеразвивающие программы, включают в себя основные направления развития ребё нка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей, становлению специфических видов детской деятельности: предметной, игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной и так далее. Парциальные программы, в свою очередь, включают в себя углублённое развитие одного или нескольких направлений развития ребёнка. Вне зависимости от типа образовательной программы, любая из них должна соответствовать основным общим требованиям:
Программы для ДОУ должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
Должен соблюдаться светский характер образования
Программы должны строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми
Программы должны быть нацелены на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, способностей ребёнка, коммуникативности, а также на формирование творческого воображения
Программы должны обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое и интеллектуальное развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка, создать условия для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Программы должны быть нацелены на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трё х формах: занятия, как специально организованная форма обучения, нерегламентированные виды деятельности, свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строится с учётом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.
Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Существует несколько комплексных образовательных программ, рекомендованных Министерством Образования РФ : «Программа воспитания и обучения в детском саду», авторский коллектив под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; «Программа Радуга», авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и другие; Программа «Детство», авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и другие; «Программа Истоки», авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и другие; «Программа Развитие», авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и другие; «Программа Кроха», авторы Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и другие.
«Программа воспитания и обучения в детском саду», созданная авторским коллективом под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой основана на Типовой программе воспитания и обучения в детском саду. Она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Одним из её преимуществ является то, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности. Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка. Программа обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чётко определяет задачи воспитания и обучения, основана на преемственности всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентирована на региональный компонент и на подготовку детей к школе. Основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка представлены с учётом психофизиологических особенностей дошкольников. Большое место в программе отводится здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр.
В основу программы «Радуга» положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определенных психических новообразований. Создаются специальные условия для развития самостоятельности детей, стимулируется постановка новых целей и поиск путей решения. Существенным моментов для этого является создание у детей мотивации трё х типов: игровой, мотивации общения и личной заинтересованности. Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, так как она включает в себя семь важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит развитие ребё нка: изобразительная деятельность, развитие речи, математика, конструирование, музыка, движение, окружающий мир. Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, обучения и развития детей в условиях детского сада.
«Детство» - комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Выделен новый важный раздел – отношение ребёнка к самому себе. Программа включает в себя три части в соответствии с возрастными особенностями детей -младший, средний, старший дошкольный возраст. Всё содержание программы объединяется вокруг четырё х блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Особый акцент в программе сделан на приобщении детей к миру природы, воспитании бережного отношения к окружающему миру.
В программе «Истоки» ребёнок является центральной фигурой воспитательного процесса. Гуманистическая по направленности программа позволяет учитывать разный темп развития детей и реализовывать индивидуальный подход к ним за счет того, что в программе психологический возраст не совпадает с хронологическим. Основываясь на этих принципах, в программе сформированы 4 стадии развития: младенческий возраст, ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст. Программа направлена на обогащение –амплификацию психического развития ребёнка. Такой подход предполагает максимальную реализацию его возможностей. В программе учтена специфика дошкольного образования, отведено место для взаимодействия с семьей ребёнка.
Программа «Развитие» акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей. В основе программы лежат две теории : теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и теория Л. А. Венгера о развитии способностей. Основная направленность программы – это развитие умственных способностей. Программа составлена для каждого возраста и содержит в себе развернутые планы, педагогическую диагностику, полный комплект пособий в помощь педагогу. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Программа предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Также, помимо традиционных разделов, программа включает в себя такие разделы, как: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра».
Своеобразие программы «Кроха» заключается в широком диапазоне охвата периода развития ребёнка, начиная с подготовки матери к появлению ребёнка на свет, вплоть до его адаптации к поступлению в дошкольное учреждение. Программа адресована в первую очередь семье и содержит в себе информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до трёх лет.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной комплексной программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. Их существует достаточно много, каждая из них направлена на углубленное развитие тех или иных качеств у ребёнка.
Программа «Основы безопасности детей», созданная авторами Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой направлена на формирование у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, воспитывает в детях самостоятельность и ответственность за своё поведение. Программа содержит шесть разделов: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и природа», «Ребёнок дома», «Здоровье ребёнка», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок на улицах города».
Программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой направлена на воспитание с ранних лет гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека.
Программа «Гармония» авторов К. В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан обеспечивает музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей в процессе основных видов музыкальной деятельности. Особенность программы заключается в том, что она основана на многолетних научных исследованиях развития музыкальных способностей. Программа методически обеспечена хрестоматиями, аудио кассетами, рекомендациями по организации работы с детьми всех возрастов с учётом их психологических особенностей.
Грамотно сочетая различные образовательные программы, педагог имеет возможность значительно повысить уровень развития своих воспитанников. Добавляя к основной комплексной программе ту или иную парциальную программу, задаётся вектор образования дошкольника, учитывается его индивидуальные особенности. Комбинируя программы, открываются новые возможности для дальнейшего всестороннего и гармоничного развития детей. Важно при этом сохранять целостность педагогического процесса, следить за тем, чтобы выбранные программы строились на единых принципах, не допускать дублирования или противоречия в содержании программ. Также важно обеспечить оптимальную нагрузку на ребёнка при комбинации программ, используемых в педагогическом процессе. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии ребёнка, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать детство каждого ребёнка счастливым.
Используемая литература.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду», авторский коллектив под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
2. «Программа Радуга», авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и другие;
3. Программа «Детство», авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и другие;
4. «Программа Истоки», авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и другие;
5. «Программа Развитие», авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и другие;
6. «Программа Кроха», авторы Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и другие.
7. Программа «Основы безопасности детей», авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
8. Программа «Наш дом – природа», автор Н. А. Рыжова
9. Программа «Гармония» авторы К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан