Корниенко Елена
Хлеб — всему голова
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб- всему голова.
Программное содержание.
Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба. Познакомить с орудиями труда для выращивания хлеба, которые использовались древними славянами :борона, соха,серп, жернова;сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов. Воспитывать уважение к нелёгкому труду хлеборобов. Бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа.
Проращивание зёрен пшеницы. Разучивание пословиц, поговорок, стихов, песен, закличек о хлебе.
Ход занятия.
Воспитатель.
Публикация «Хлеб — всему голова» размещена в разделах
Велика и необъятна вся российская страна
Урожаями богаты наши нивы и поля.
У народа есть слова- хлеб всей жизни голова!
Славится он первым на земле, славится он первым на столе.
А знаете чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное- работой пахнет хлеб!
Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет,
Им спасибо «говорим»., и за хлеб благодарим.
Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.
Воспитатель. (поднимает хлеб)
Кузя, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно,как с хлебом надо обращаться? Безобразие!
Кузя.
Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.
Воспитатель.
Как тебе, Кузя,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.
Кузя.
Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.
Воспитатель.
Ты, Кузя, не прав и многого не знаешь оказывается.
Давайте, ребята, Кузе расскажем о том, что хлеб – это самый дорогой продукт, о том как тяжело его вырастить. О том, как выращивали и пекли хлеб наши предки и как выращивают и выпекают хлеб в настоящее время. Кузя, ты готов нас послушать и посмотреть? Ну, тогда будь внимателен.
Воспитатель.
В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная:овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится. вы о нём узнаете, отгадав загадку.
Всем нужен, но не всякий сделает. (хлеб)
К хлебу всегда было особое уважение, т. к. хлеб- это результат долгого и тяжёлого труда.
Наши предки много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону. Когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков. Комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу. Не было и автоматических молотилок- поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами.
Сушили в специальных хлевах. На выращивание и обработку урожая уходило очень много времени и сил. Наши предки ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю и обращались к нему со словами:
Падай, падай, белый снег! Хвати, хватит всем на всех,
Падай, падай на село, на гусиное крыло!
Поле белым укрывай—будет летом урожай!
Как только наступала весна, плугом пахали землю,сеяли зёрна и обращались к солнцу.
Ну –ка, Солнце милое, пригрей да приласкай,
Чтобы золотистый вырос урожай!
Бывало, зачастую, что лето выдавалось засушливое и тогда крестьяне обращались к дождику.
Дождик, дождик, поливай, будет славный урожай,
Долгий лён, зелёный хмель, будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться, и весёлый хоровод красных девиц хоровод!
Я предлагаю показать Кузе какие хороводы водили наши предки.
Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём».
Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. Срезали колосья специальным приспособлением.
Согнут в дугу- летом в лугу, зимой на крюку.
Правильно –это серп. Дальше обмолот и размол муки.
Кто помнит какие хлебные изделия выпекают из муки?
Но шло время, менялись приспособления для выращивания хлеба. В настоящее время на полях работают сильные и умные машины. Чем пашут землю? Чем боронуют? Чем засевают огромные поля? Как убирают хлеб на полях в настоящее время? Как обмолачивается зерно? Где из зерна делают муку? Едет хлеб на мельницу, мельницу- чудесницу
Богатырь-муковоз на завод муку повёз
От завода-автомата льётся тёплый, свежий запах.
Так и скачут из печи плюшки, сушки, да ватрушки,
Куличи да калачи, сладкие коврижки
А вот и пряники печатные- до чего ж нарядные!
Мы не сразу их съедим. Пусть остынут-поглядим!
Я предлагаю поиграть в игру которая назывеся»Кто быстрее найдёт свой калач».
Куда везут муку с мельницы? Кто помнит как выпекают хлеб и где? Как назывют людей. Работающих на пекарне?
Кузя мы хотим рассказать одну историю. Послушай.
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.
- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?
Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода,не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
Входит работница пекарни с караваем.
Вот он хлебушко душистый, с хрустской корочкой витой,
Вот, тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле!
С огурцами ли с картошкой, нужно хлеб съедать до крошки.
Потому, что много сил тратил тот, кто хлеб растил!
Воспитатель.
Кузя, теперь ты понял как трудно выращивать и выпекать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб по улице?
Кузя.
Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он останется после обеда?
Дети.
Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.
Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй.
Труд –его имя.
Мир –его отчество.
И для народа он самый родной!
Кузя прощается. Желает всего хорошего.
Воспитатель.
Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Кузе так много рассказали? Как вы думаете Кузя будет плохо обращаться с хлебом?
А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать?
А теперь я предлагаю нарисовать рисунки про хлеб и отправить Кузе, чтобы он не забыл что такое хлеб и как его надо беречь.