МААМ-картинки

Конспект занятия «Хлеб — это праздник и будни!»

Валентина Нефёдова
Конспект занятия «Хлеб — это праздник и будни!»

ХЛЕБ – ЭТО ПРАЗДНИК И БУДНИ

Цель: показать значимость хлеба в жизни человека; воспитывать уважение к труду, к работникам села, бережное отношение к хлебу.

Обучающие задачи:

• Расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека;

• Закреплять представления детей о профессии человека – хлебороб. Подводить к пониманию того, что любая деятельность имеет свой результат;

Публикация «Конспект занятия „Хлеб — это праздник и будни!“» размещена в разделах

• Закреплять представления о различных сезонных атмосферных явлениях (дождь, ветер и др.).

Развивающие задачи:

• Создавать условия для познавательного развития;

• Развивать внимание, познавательную активность.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками, педагогами детского сада, родителями;

Оборудование: магнитофон, музыкальный диск, плакаты, костюмы, венки, снопики зерновых культур, картины известных художников.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие! Встретились мы с вами в пору багряную, осеннюю. В народе говорят : «Осень золотистая — хлебом колосистая Сегодня наш праздник посвящён хлебу.

Мальчик. Человек проник в космос, освоил атом…

Девочка. Но продолжает пахать, сеять – возделывать ниву.

На сцену выходит человек в крестьянской одежде. Это пахарь – известный Микула Селянинович, который «в поле посвистывает, бороздочки помётывает».

Микула Селянинович. Хлеб и человек… Хлеб и жизнь… Эти понятия неразделимы. Нет на свете продукта более нужного. Почётна и ответственна профессия пахаря-хлебороба. Есть хлеб – будет и песня. Есть хлеб – будет и мир. Хлеб – это история нашей Родины; это наше сытное время. Надо знать цену хлеба, уметь его экономить, быть бережливыми и рачительными хозяевами. В хлебе древний человек видел дитя, порождённое Землёй. Пахарь-крестьянин умел работать. Своим трудом он гордился, делился последним куском хлеба с соседями, приобщал их к земледелию. Чем лучше мы живём, тем настойчивее надо прививать уважение к труду хлеборобов. Хлеб не терпит равнодушия. С ним связано всё. Пусть не забывается сказка о хлебном «Колобке» : Я по амбару метён, по сусекам скребён, в масле пряжен, на окошке стужен…».

Мальчик. Послушайте загадки.

Одно бросил –

Целую горсть взял. (Зерно.)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит. (Колос.)

Девочка. Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено. (Поле.)

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (Пшеница.)

Мальчик и девочка (вместе). Давайте поиграем!

Дети. Поиграем-поиграем!

Девочка. Предлагаю игру «Мельница».

(Играющие встают в круг, каждый участник кружится на месте.)

Мальчик. При этом все поё м:

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

Девочка. А я вот про мельницу могу так сказать:

Крутись-вертись, жернов,

Съеден хлеб наш чёрный!

Съеден вкусный белый хлебик,

Мели новый, мельник!

Ведущая: Хлеб – основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день. Мы знаем, что осень – горячая пора для тружеников полей и тех, кто помогает им убирать урожай хлеба, овощей и фруктов. Давайте споем песню «Что нам осень принесет»

Песня «Что нам осень принесет» (муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой)

1. Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

Яблоки румяные, сладкий мед,

Яблоки румяные, сладкий мед.

2. Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

Разных овощей полный огород,

Разных овощей полный огород!

3. Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

Золотого хлебушка на весь год,

Золотого хлебушка на весь год!

Воспитатель: Издавна у славян существовал обычай: дорогих гостей встречают хлебом — солью. Поэтому говорят, что русские люди гостеприимны — хлебосольны. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Люди, преломившие хлеб, т. е. разделившие его друг с другом, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между разными народами. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей).

Да, больших трудов стоит хлеб. Не мало сюрпризов подбрасывает и погода. То сильная сушь, то затяжные дожди. Бывает, вредители полей посягают на урожай. Одним словом, семь потов сойдёт с земледельца прежде, чем зёрна окажутся в закромах. Поле не терпит бездельников, хлеб не любит лодырей.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род- веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то и голод не страшен. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «хлеб — всему голова». Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Люди даже пословицы о хлебе сложили. Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе?

Дети: (примерные ответы детей)

1. Хлеб всему голова.

2. Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

3. Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка.

4. Хвала рукам, что пахнут хлебом.

5. Хлеба ни куска, и стол – доска.

6. Плох обед, коли хлеба, нет.

7. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

8. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.

9. Береги хлеб – он наше богатство

Молодцы, ребята, много пословиц знаете. Микула Селянинович. Дарю вам загадки-складки.

Для уборки урожая

На поля я выезжаю,

И за несколько машин

Я работаю один. (Комбайн.)

Железный нос

В землю врос.

Роет, копает,

Зеркалом сверкает. (Плуг.)

Жнец.

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (Трактор.)

За трактором по полю ходит она,

Отборного ей насыпают зерна.

А где её след чуть заметный ложится,

Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка.)

Девочка: И до вечера и позже,

До полночи, с темнотой

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

Мальчик: Праздник хлеба мы встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Девочка: Если мы хотим кого-то

Встретить честно и с почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

Каравай ему подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Вместе: -Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Ведущий: Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Ведущий: Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен, работая день и ночь.

Трактора выезжайте на поле.

Дети выполняют упражнение «Трактора»

Тара – тара – та – ра – ра

Выезжают трактора (идут топающим шагом)

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем рожь молотить,

Малых деток кормить (идем на притоп правая – левая – правая)

Ведущий:

Пашут каждую весну Поднимая целину.

Сеют, жнут, ночей не спят Знаем мы, как хлеб растят.

Но для того, чтобы пробилось зернышко к свету и получился колосок, нужно, чтобы светило и грело солнышко, да почаще шли дожди (раскладывает лужи). Тучи в небе кружатся, что не шаг, то лужица. Давайте через лужи прыгать. А чтобы ноги не промочить будем надевать резиновые калоши.

Игра-эстафета «Перепрыгни через лужи».

Песня «Колосок»

1. Каравай земли и неба

На твоем столе-

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

Припев:

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

И на хлебном колосочке

И на хлебном колосочке

Держится земля

Припев.

2. В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

Припев.

3. И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем

Игра «Своё место»

На карточках изображен труд хлеборобов : тракторист пашет землю, агроном проверяет колосья, комбайны жнут и обмолачивают хлеб, машины увозят зерно на элеватор, зерно просушивают, на мельнице перемалывают зёрна в муку, пекари замешивают тесто, выпекают хлебобулочные изделия, продавец в магазине продаёт хлеб.

Воспитатель: Давайте-ка проверим, правильно ли вы расставили картинки.

1. Пришла горячая пора — пора больших забот.

Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.

Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки взлелеял агроном.

2. Поднимается росток,

Зеленеет стебелёк,

Скоро будет колосок.

3. Хлеб созрел.

В полях моторы песню жатвы завели,

4. В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

5. Он уселся на машины

6. И спешит на элеватор.

А куда же попадёт зерно с элеватора?

7. Едет хлеб на мельницу,

Мельницу — чудесницу.

8. Там муку смололи из зерна

На хлебозавод отправилась она.

9. Богатырь- муковоз

На завод муку повёз.

10. От завода -автомата

Льётся тёплый хлебный запах.

11. Здесь пекарь постараться смог:

Такие булки вкусные испёк!

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи., сладкие коврижки,

Маковые пышки,

двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пёк его.

Воспитатель: Ребята, а что ещё можно испечь из муки? (печенье,баранки, сушки, бублики, пряники, торты, хлопья,пирог, пирожки,кексы,рулеты,пельмени, вареники.)

И,конечно же, блины. Ребята, видели как мама печёт блины? Помогали маме? Давайте испечём блины все вместе.

Танец по показу «Блины»

Воспитатель:Ай, ребята, молодцы!

Все такие удальцы!

Приготовим мы сейчас

Игры посложней для вас!

Но сначала скажите, почему один хлеб чёрный, другой — белый? (чёрный хлеб пекут из ржаной муки, а белый — из пшеничной).

Игра с флажками

Делимся на две команды — команду девочек и команду мальчиков. Когда я взмахну красным флажком, девочки кричат: «Рожь». Когда взмахну синим флажком, мальчики кричат: «Пшеница». А если я подниму и красный, и синий флажки, все кричат: «Хлеб».

Молодцы. А наш праздник продолжается. А какой же русский праздник без частушек?

Воспитатель: А сейчас мы послушаем частушки (исполняют девочки)

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоём.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом. Где весною раннею

Сеяли пшеницу-

Нива урожайная

Зреет, колосится. День и ночь поют, шумят,

Трудятся комбайны-

Собирают урожай

на полях бескрайних.

В кулачке у колоска

Зёрнышки — малышки,

В каждом зёрнышке — мука,

Пироги и пышки. Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришёл.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

(Из кулис с двух сторон выходят дети, вынося плакаты, зрители хором их читают.)

Зрители (читают).

Хлеб – всей жизни голова.

Хлеб – кормилец, наша пища.

Хлеб насущный – сила наша, молодецкая еда.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Воспитатель: Вот потеха, нету мочи,

Веселиться б так до ночи!

Но сейчас не зевай,

И отведай «Каравай».

Девочка: С караваем соль подносим

Поклонясь отведать просим.

Все вместе:

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

На этом наш праздник закончен. Приглашаем всех к столу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Будни нашей группыБудни нашей группы Дети в садике живут, здесь играют и поют! Здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят, Вместе спорят и смеются, незаметно подрастают.

Фотоотчёт «Будни»Фотоотчёт «Будни» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наша группа «Капитошки», хочет поделиться с вами будними октябрьскими днями. Каждый десять дней мы ходим.

Фотоотчет «Наши будни»Фотоотчет «Наши будни» .

Информационная карта проекта «Хлеб — первая святыня народа» в рамках тематической недели «Хлеб — всему голова!» Информационная карта проекта "Хлеб - первая святыня народа!", посвященного тематической неделе "Хлеб - всему голова!" в подготовительной.

Фотоотчет «Наши будни»Фотоотчет «Наши будни» Вот и прошёл наш период адаптации. Мы с удовольствием идём в детский сад, уже "почти" не плачем. Возраст ребятишек моей группы от 1г 8м до.

«Наши будни»  (фотоотчет)«Наши будни»  (фотоотчет) Здравствуйте. Хочу отправиться вместе с вами в небольшое путешествие по нашему садику. В группу №6 Детский сад №8 "Ласточка" г. Дюртюли Республики.

Наши будни и праздникиНаши будни и праздники нашей разновозрастной группе 10 человек от одного года до четырех лет и мы стараемся комбинировать занятия и конечно же праздники. Пишем.

Наши праздники и будни!Наши праздники и будни! Наш детский дом был открыт ещё в 1924 году. С тех пор здесь нашли свой приют свыше шести тысяч детей сирот и детей, оставшихся без родительской.

Фотоотчет «Воспитательские будни»Фотоотчет «Воспитательские будни» Здравствуйте Уважаемые коллеги поделюсь с вами о своей работе. Чем мы с детками занимаемся в течений дня. В первой половине дня проходят.

Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Хлеб, хлеб, хлебушек» Цель: создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. Задачи: • Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Хлеб — это праздник и будни!»
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 21:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД