Наталия Морозова
Конспект занятия по изучению быта крестьян «Домом жить-обо всём тужить» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
на тему:
«Домом жить – обо всём тужить»
ОО"Социализация"
Цель: Овладение полоролевым опытом на основе ознакомления с русскими народными традициями.
Программные задачи:
Образовательные: Расширять представления о крестьянском быте, о мужских и женских обязанностях в семье. Способствовать овладению нормами межполового общения, формированию целостной картины мира и расширению кругозора
Развивающие: Развивать познавательную активность, умение рассуж-дать.
Публикация «Конспект занятия по изучению быта крестьян „Домом жить-обо всём тужить“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающему, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности. Воспитывать интерес к русским традициям и уважительное отношение к труду народных мастеров.
Интеграция:
«Социализация»
«Познание»
«Чтение Художественной литературы»
«Коммуникация»
«Музыка»
«Художественное творчество»
«Здоровье»
«Безопасность»
Проведение НОД
Хозяюшка в русском народном костюме встречает детей в русской избе.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!
Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, о том, как жили наши предки в деревне.
Хозяюшка: Проходите, детушки, в горенку. Сядем рядком, да потолкуем ладком. (Дети рассаживаются на лавки).
Расскажу я вам сегодня о том, как жили-были на земле русской кре-стьяне. Кто из вас, ребята знает, кто такие крестьяне (ответы детей). Правильно. Это люди, которые живут трудом на земле: сеют и убирают хлеб, выращивают овощи, косят траву, держат и кормят скотину. Главным помощником в этой тяжёлой работе была лошадь. Как вы думаете, какую работу выполняла лошадь (ответы детей) Правильно. Она перевозила тяжёлые грузы, пахала землю. А как вы думаете, кто считался кормилицей семьи (корова). А почему? Она давала молоко. А из него хозяйки готовили много разных продуктов для семьи. Что можно приготовить из молока? (ответы детей)
Да это - творог, масло, сметана, сыр. Ещё в хозяйстве держали овец. А как вы думаете, для чего? (ответы детей). А что делали из шерсти? Правильно, молодцы ребятки! Овец стригли два раза в год. А из шерсти вязали тёплые вещи, какие шерстяные вещи вы знаете? (ответы детей). А ещё крестьяне держали во дворе птиц. Кто-нибудь знает, каких птиц держали крестьяне? (Из птицы держали кур, уток, гусей). А для чего? Правильно, они несли яйца, их мясо употребляли в пищу, из пуха делали подушки и перины. Вот видите, ребятки, какое большое хозяйство было у наших предков. И чтобы управиться со всеми делами, каждый член семьи выполнял свою работу. Русский народ так говорит: «Кошка, да баба в избе, мужик да собака во дворе». Как вы понимаете такую поговорку? (Женщина ведёт хозяйство в доме, а мужчина во дворе)
Какие обязанности были у хозяина? Дрова рубить, избу чинить, землю пахать, на охоту ходить, рыбу ловить….
А что же хозяйка? Много у неё дел! Встаёт она с петухами, печь то-пит, еду варит, скотинку кормит, будит и кормит семью, на работу собирает, да провожает, в доме прибирает, стирает, моет, чистит, шьёт, прядёт, вяжет, а иногда и сказочку расскажет. Давайте вспомним с вами русские сказки, в которых рассказывается о работе хозяина и хозяйки.
1.«Крошечка – Хаврошечка»
2.«Морозко»
3.«Каша из топора»
Хозяюшка: как вы думаете, дети, легко ли хозяйничать в избе? А вы знаете, как об этом говорили наши предки?
«Домом жить – обо всём тужить»
«Дом вести – не лапти плести»
«У хорошей хозяйки и кот – толстый»
Хозяюшка: Главной помощницей в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду
Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают много добрых слов, про русскую печь.
1-й ребё нок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать в тепле уложит.
2-й ребё нок: Вьётся из трубы дым чуть свет
Печки нет в избе - значит, жизни нет.
3-й ребё нок: И сверчок поёт где-то рядышком,
Как тепло с тобой, печка – матушка.
Хозяюшка: Место, где ставили чугунки и сковородки, называется за-гнетка, а чтобы дым не шел в избу, печь закрывали заслонкой. А вы знаете чем топили печку? (дровами). А дров-то у нас нет! Так пойдемте, сходим в лес за дровами!
Физкультминутка
(дети встают возле своих мест)
За дровами мы идём
И пилу с собой несём (ходьба на месте)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно (имитируют распиливание бревна)
Чтобы печку протопить
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку
Их разрубим на дощечки (дети делают движения, словно колят дрова)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём (наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда
(дети садятся на места)
Хозяюшка:Ребятки, посмотрите, возле печки стоят различные предметы. А вы знаете, что за предметы? Это кочерга - ею разгребали угли в печи. Это чугунок - в нем готовили еду, а это ухват - им ставили чугунок в печь, ведь у чугунка нет ручек, вот и придумали ухват. Запомнили, как называются эти предметы? (Дети называют все эти предметы).
Хозяюшка: В те далекие-далёкие времена, зимы были очень холодными, стояли сильные морозы, бураны и метели заметали все дороги и пути. Истопят люди печь, заберутся на неё и стар и мал, слушают, как завывает ветер в трубе.
И вот под такие завывания ветра сочиняли сказки. В них призывали жить дружно и честно, помогать друг другу, уважать старших. Во многих сказках упоминали о печке. Давайте вспомним эти сказки!
Дети: Гуси - лебеди;
Волк и семеро козлят;
Колобок;
Заюшкина избушка;
По щучьему велению.
А ещё долгими вечерами детки играли, водили хороводы. (хороводная игра «Птичка»)
Дети по считалке выбирают водящего.
1,2,3,4,5-
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
(Игра проводится 2раза)
Хозяюшка: Молодцы, ребятки. Хорошо поиграли. Ну а теперь давайте продолжим беседу. Тяжелая женская доля. Не управиться хозяйке одной, без помощников. А кто помощники? Правильно, дети! А вы знаете поговорки про детей?
«Дети в доме – счастье»
«Без деток и дом сирота»
«Где детки, там и ягодки»
Хозяюшка: Материнская ласка конца не знает. А уж как мамы детушек учат, пестуют!
(Дети рассказывают потешки)
Когда мама купает ребё ночка приговаривает:
Ручки растите – толстейте,
Ножки, ходите, своё тело носите,
Язык, говори, свою голову корми.
Умывает: Водичка – водичка, умой моё личико…
Причё сывает: Расти коса до пояса….
Кормит: Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки.
Хозяюшка: Взрослые уходили на работу, а малышей оставляли со старшими детьми. Они присматривали за ними и пели колыбельные песни. Давайте и мы споем, колыбельную. Дети встают в круг. Воспитатель достает из колыбельки куклу - малышку. Дети поют и качают куклу, передают по кругу.
Исполняются колыбельные для девочек и для мальчиков.
Для мальчиков:
Баю, баю, баиньки!
Спи мой Ваня, маленький!
Баю - баюшки, баю!
Ваню своего люблю.
Ваня, глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Для девочек:
Люлиленьки - люленьки
Прилетали гуленьки
Стали гули ворковать
Стали Таню усыплять,
У нас Таня крепко спит,
И не сметь её будить.
Хозяюшка: С нетерпением матушка ждёт, когда детки подрастут и станут помощниками. С малолетства дети помогали родителям по дому: плели лапти, корзины, вышивали, вязали, резали миски, ложки, доски. Раскрашивали их. А давайте и мы своё умение покажем, да доски распишем (дети расписывают доски).
Хозяюшка: Вот и доски наши готовы. Подарим их гостям на добрую память о нас (дети дарят доски).
Воспитатель: Ребятки, понравилось вам у Хозяюшки в избе? Но нам настала пора прощаться и возвращаться в группу. До свидания, Хо-зяюшка!
Хозяюшка: До свидания ребятки, приходите снова в гости!