Папки-передвижки

Конспект занятия по изучению быта крестьян «Домом жить-обо всём тужить» (старшая группа) (4 фото)

Наталия Морозова
Конспект занятия по изучению быта крестьян «Домом жить-обо всём тужить» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

на тему:

«Домом жить – обо всём тужить»

ОО"Социализация"

Цель: Овладение полоролевым опытом на основе ознакомления с русскими народными традициями.

Программные задачи:

Образовательные: Расширять представления о крестьянском быте, о мужских и женских обязанностях в семье. Способствовать овладению нормами межполового общения, формированию целостной картины мира и расширению кругозора

Развивающие: Развивать познавательную активность, умение рассуж-дать.

Публикация «Конспект занятия по изучению быта крестьян „Домом жить-обо всём тужить“ (старшая группа)» размещена в разделах

Воспитательные: Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающему, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности. Воспитывать интерес к русским традициям и уважительное отношение к труду народных мастеров.

Интеграция:

«Социализация»

«Познание»

«Чтение Художественной литературы»

«Коммуникация»

«Музыка»

«Художественное творчество»

«Здоровье»

«Безопасность»

Проведение НОД

Хозяюшка в русском народном костюме встречает детей в русской избе.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!

Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, о том, как жили наши предки в деревне.

Хозяюшка: Проходите, детушки, в горенку. Сядем рядком, да потолкуем ладком. (Дети рассаживаются на лавки).

Расскажу я вам сегодня о том, как жили-были на земле русской кре-стьяне. Кто из вас, ребята знает, кто такие крестьяне (ответы детей). Правильно. Это люди, которые живут трудом на земле: сеют и убирают хлеб, выращивают овощи, косят траву, держат и кормят скотину. Главным помощником в этой тяжёлой работе была лошадь. Как вы думаете, какую работу выполняла лошадь (ответы детей) Правильно. Она перевозила тяжёлые грузы, пахала землю. А как вы думаете, кто считался кормилицей семьи (корова). А почему? Она давала молоко. А из него хозяйки готовили много разных продуктов для семьи. Что можно приготовить из молока? (ответы детей)

Да это - творог, масло, сметана, сыр. Ещё в хозяйстве держали овец. А как вы думаете, для чего? (ответы детей). А что делали из шерсти? Правильно, молодцы ребятки! Овец стригли два раза в год. А из шерсти вязали тёплые вещи, какие шерстяные вещи вы знаете? (ответы детей). А ещё крестьяне держали во дворе птиц. Кто-нибудь знает, каких птиц держали крестьяне? (Из птицы держали кур, уток, гусей). А для чего? Правильно, они несли яйца, их мясо употребляли в пищу, из пуха делали подушки и перины. Вот видите, ребятки, какое большое хозяйство было у наших предков. И чтобы управиться со всеми делами, каждый член семьи выполнял свою работу. Русский народ так говорит: «Кошка, да баба в избе, мужик да собака во дворе». Как вы понимаете такую поговорку? (Женщина ведёт хозяйство в доме, а мужчина во дворе)

Какие обязанности были у хозяина? Дрова рубить, избу чинить, землю пахать, на охоту ходить, рыбу ловить….

А что же хозяйка? Много у неё дел! Встаёт она с петухами, печь то-пит, еду варит, скотинку кормит, будит и кормит семью, на работу собирает, да провожает, в доме прибирает, стирает, моет, чистит, шьёт, прядёт, вяжет, а иногда и сказочку расскажет. Давайте вспомним с вами русские сказки, в которых рассказывается о работе хозяина и хозяйки.

1.«Крошечка – Хаврошечка»

2.«Морозко»

3.«Каша из топора»

Хозяюшка: как вы думаете, дети, легко ли хозяйничать в избе? А вы знаете, как об этом говорили наши предки?

«Домом жить – обо всём тужить»

«Дом вести – не лапти плести»

«У хорошей хозяйки и кот – толстый»

Хозяюшка: Главной помощницей в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду

Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают много добрых слов, про русскую печь.

1-й ребё нок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать в тепле уложит.

2-й ребё нок: Вьётся из трубы дым чуть свет

Печки нет в избе - значит, жизни нет.

3-й ребё нок: И сверчок поёт где-то рядышком,

Как тепло с тобой, печка – матушка.

Хозяюшка: Место, где ставили чугунки и сковородки, называется за-гнетка, а чтобы дым не шел в избу, печь закрывали заслонкой. А вы знаете чем топили печку? (дровами). А дров-то у нас нет! Так пойдемте, сходим в лес за дровами!

Физкультминутка

(дети встают возле своих мест)

За дровами мы идём

И пилу с собой несём (ходьба на месте)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно (имитируют распиливание бревна)

Чтобы печку протопить

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку

Их разрубим на дощечки (дети делают движения, словно колят дрова)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём (наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда

(дети садятся на места)

Хозяюшка:Ребятки, посмотрите, возле печки стоят различные предметы. А вы знаете, что за предметы? Это кочерга - ею разгребали угли в печи. Это чугунок - в нем готовили еду, а это ухват - им ставили чугунок в печь, ведь у чугунка нет ручек, вот и придумали ухват. Запомнили, как называются эти предметы? (Дети называют все эти предметы).

Хозяюшка: В те далекие-далёкие времена, зимы были очень холодными, стояли сильные морозы, бураны и метели заметали все дороги и пути. Истопят люди печь, заберутся на неё и стар и мал, слушают, как завывает ветер в трубе.

И вот под такие завывания ветра сочиняли сказки. В них призывали жить дружно и честно, помогать друг другу, уважать старших. Во многих сказках упоминали о печке. Давайте вспомним эти сказки!

Дети: Гуси - лебеди;

Волк и семеро козлят;

Колобок;

Заюшкина избушка;

По щучьему велению.

А ещё долгими вечерами детки играли, водили хороводы. (хороводная игра «Птичка»)

Дети по считалке выбирают водящего.

1,2,3,4,5-

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

(Игра проводится 2раза)

Хозяюшка: Молодцы, ребятки. Хорошо поиграли. Ну а теперь давайте продолжим беседу. Тяжелая женская доля. Не управиться хозяйке одной, без помощников. А кто помощники? Правильно, дети! А вы знаете поговорки про детей?

«Дети в доме – счастье»

«Без деток и дом сирота»

«Где детки, там и ягодки»

Хозяюшка: Материнская ласка конца не знает. А уж как мамы детушек учат, пестуют!

(Дети рассказывают потешки)

Когда мама купает ребё ночка приговаривает:

Ручки растите – толстейте,

Ножки, ходите, своё тело носите,

Язык, говори, свою голову корми.

Умывает: Водичка – водичка, умой моё личико…

Причё сывает: Расти коса до пояса….

Кормит: Ладушки, ладушки

Где были? У бабушки.

Хозяюшка: Взрослые уходили на работу, а малышей оставляли со старшими детьми. Они присматривали за ними и пели колыбельные песни. Давайте и мы споем, колыбельную. Дети встают в круг. Воспитатель достает из колыбельки куклу - малышку. Дети поют и качают куклу, передают по кругу.

Исполняются колыбельные для девочек и для мальчиков.

Для мальчиков:

Баю, баю, баиньки!

Спи мой Ваня, маленький!

Баю - баюшки, баю!

Ваню своего люблю.

Ваня, глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Для девочек:

Люлиленьки - люленьки

Прилетали гуленьки

Стали гули ворковать

Стали Таню усыплять,

У нас Таня крепко спит,

И не сметь её будить.

Хозяюшка: С нетерпением матушка ждёт, когда детки подрастут и станут помощниками. С малолетства дети помогали родителям по дому: плели лапти, корзины, вышивали, вязали, резали миски, ложки, доски. Раскрашивали их. А давайте и мы своё умение покажем, да доски распишем (дети расписывают доски).

Хозяюшка: Вот и доски наши готовы. Подарим их гостям на добрую память о нас (дети дарят доски).

Воспитатель: Ребятки, понравилось вам у Хозяюшки в избе? Но нам настала пора прощаться и возвращаться в группу. До свидания, Хо-зяюшка!

Хозяюшка: До свидания ребятки, приходите снова в гости!

Конспект занятия по изучению быта крестьян «Домом жить-обо всём тужить» (старшая группа)
Фото «Домом жить-обо всём тужить»
Конспект занятия по изучению быта крестьян  (старшая группа) - фото
Фото №1 Конспект НОД на тему Домом жить обо всём тужить ОО Социализация Цель Овладение полоролевым опытом на основе ознакомления с русскими народными традициями
Публикации по теме:

Развлечение для детей 7 лет. «Посиделки на Святки».Развлечение для детей 7 лет. «Посиделки на Святки». Очень важно,чтобы человек знал традиции своего народа. Именно поэтому мы и рассказали детишкам о Святках: После праздника Рождества в течении.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники. У нас в детском саду сложилась система по ознакомлению детей с русскими народными традициями и праздниками. Это направление постепенно стало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по изучению быта крестьян «Домом жить-обо всём тужить» (старшая группа)
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 19:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по изучению быта крестьян «Домом жить-обо всём тужить» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Морозова (УИ 16994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД