Получи документы

Хореография-искусство, любимое детьми

elena fedorova
Хореография-искусство, любимое детьми

Музыкальный руководитель

хореографического ансамбля «Нашь стиль»

Кудряшова Галина Михайловна.

МБОУ ДОД Центр внешкольной работы

Тверская область, г. Конаково, ул. Баскакова д. 11

Из опыта работы.

Публикация «Хореография-искусство, любимое детьми» размещена в разделах

Хореография- искусство, любимое детьми. И работать с ними - значит ежедневно отдавать ребёнку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.

Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребёнка. Хореографическая деятельность даёт возможность каждому ребёнку стать на время актёром, творчески осмысляющим происходящее.

Но грош цена успехам детей, если педагоги не сумеют привить своим воспитанникам необходимые нравственные качества. И тут необходимо понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия. Кроме требовательности к детям, необходима требовательность и к самим себе. И здесь всё имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид.

В общении с детьми и их родителями я стараюсь быть приветливой, уважительной, говорить спокойно без надрыва. Ребёнка можно легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием. Но так же легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. Ведь каждый ребёнок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают.

Обучение хореографии - это всегда диалог. От настойчивости, целеустремлённости ребёнка, в его желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

Первое, с чем мы столкнулись в начале работы. – это то, что существующие программы музыкально - ритмического воспитания не имеют отношения к хореографии.

Второе – потребность создать авторскую программу для детей дошкольного возраста, тщательно отбирали из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно ребятам 3 - 7 лет.

В этой работе очень помогли сборники по музыкально - ритмическому развитию старших дошкольников:

1. «Музыкальные игры и пляски …» Н. А. Ветлугиной,

2. «Ритмика» С. Рудневой, Э. Фиш,

3. «Музыкальные игры и пляски…» Л. Н. Кондрашовой,

4. «Музыкально-двигательные упражнения» Е. Раевской, С. Рудневой и многие другие.

Работая с детьми уже на начальном этапе стало ясно, что на каждом занятии необходимо решать общие задачи хореографического воспитания, которые позволяют решать задачи физического, музыкально - ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей:

- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

- укреплять здоровье детей;

- способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;

- формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;

- избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

- учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Общеизвестно, что двигательная активность полезна для здоровья. И я совершенно согласна с высказыванием Ю. Змановского «Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объём информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции».

Проанализировав особенности в развитии дошкольников и учитывая явления акселерации, коснувшиеся этого периода, я пришла к выводу, что лучший возраст для начала занятий по хореографии – пять лет.

Но учитывая просьбы родителей, которые настойчиво просили нас начать заниматься с детьми 3 - х лет музыкально - ритмическими движениями, нами была написана образовательная программа «Путь к совершенству…» для детей с 3-х лет, так как высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых упражнений, иногда даже сложных.

Потребность в двигательной активности у детей трёх - семи лет настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Именно наши занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность.

Конечно же музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось мне, как музыкальному руководителю, надо подобрать очень хорошую музыку, воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества: П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, М. И. Глинка, Л. В. Бетховен, А. К. Грибоедов, Ф. Шуберт, А. Скрябин и многие другие.

Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной обработке, то я её несколько упрощаю, подвергнув аранжировке.

Стараюсь осуществлять подбор музыки, передающей разнохарактерные образы: от весёлых, беззаботных или лирических, от нежных до энергичных, волевых, серьёзных. Это обогащает и организует эмоциональный мир ребёнка.

Именно мелодия – основа музыкально-двигательного образа. Вначале я беру материал, построенный на простейших музыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передаётся одним несложным движением (действием). Например, на занятиях с «Кнопочками -1» (3 - 4 года, дети с большим интересом передают образы диких и домашних животных. Задача, которая ставится перед ними - это начинать и заканчивать действие в соответствии с развёртыванием и завершением музыкальной мысли.

Даже такое, казалось бы несложное упражнение, не всем детям удаётся выполнить с первого раза. Для того, чтобы данное действо выполнялось детьми более совершенно, на занятиях к одному и тому же образу можно вернуться несколько раз, но в разной игровой форме.

Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Опыт работы показал, что на первом году обучения должны преобладать элементы музыкально- ритмического воспитания, народно - сченического танца, простейшие композиции детских бальных танцев и ряд вспомогательных упражнений.

Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. И опять же, именно на наших занятиях мы применяем большое количество упражнений для пальцев рук. Например: «Коготки у кошечки», «Гладим киску» и многие другие. Данные упражнения являются мощным стимулирующим фактором развития и совершенствования речи ребёнка.

Постепенное усложнение музыкально - двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развёрнутым содержанием и более сложной формой (двумя, тремя частями) как музыкальный рассказ.

Данный приём я использую в работе для детей второго года обучения в группе «Кнопочки - 2». Любимый детьми рассказ про то, как по лесу гуляет и резвится заяц, а услышав опасность заяц замирает. Можно отразить в движениях детей проявления погоды, времён года, день – ночь и многое другое.

Очень часто приходиться слышать просьбы детей о том, чтобы повторить тот или иной образ – это говорит о том, что им нравится выполнять данное упражнение и с каждым разом данное упражнение делается более выразительно.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир наших воспитанников, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

Детям часто мешает двигаться плохая координация движений. Иногда ритмичность и координация движений нарушаются у тех детей, которые ещё не умеют непосредственно отдаться музыке и движению – игре, танцу, упражнению. Дети, особенно на первом году обучения пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не по содержанию: они стараются механически копировать движения педагога или товарищей, формально согласовывать их с музыкой и т. п. Таких детей я стараюсь не торопить и не упрекать за ошибки, а советую лучше слушать музыку.

Некоординированность и неритмичность движений зависит иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. В таких случаях я начинаю исполнять музыкальный репертуар более спокойного характера.

Мною замечено, что дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешенностью, очень любят упражнения с лиричными, задумчивыми или просто успокаивающими образами.

Особое внимание приходится уделять детям, которым мешает правильно координировать движения и ритмично двигаться недостаточная общая активность, вялость мышц. От таких детей требуется выполнение упражнений чётко, быстро, до предела напрягая мышцы.

Вялость мышц у детей преодолевается с помощью воздействия резких динамических контрастов в музыке. Ритмичнее дети идут «высоким» шагом после того, как они шли «тихим».

Всегда обращаю внимание на выражение лиц движущихся детей, по ним сразу видно, что даёт музыка и хореография.

Заблуждаются те педагоги, кто полагает, что, собрав ребят, можно сразу переходить к танцам. Сначала мы учим красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого с самого начала включаются в занятия простые, интересные упражнения (марш, игры, отсчёт ритма, хлопки, притопы и др.).

Огромное значение на занятиях с детьми всех возрастов мы уделяем маршу, так как ребёнок в быту часто встречается с маршевыми ритмами, слышит их по радио, по телевидению. Эта музыкальная форма наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения.

После маршировки я обычно провожу различные упражнения, связанные с отсчётом ритма. Даётся такт, состоящий из четырёх четвертей, - дети на каждые три хлопают в ладоши, а на четвёртую – выдерживают паузу. Затем тот же ритм передаётся притопываниями. Хлопая в ладоши и притопывая, можно воспроизвести разнообразные ритмические рисунки.

Среди любимых детьми и очень полезных упражнений –

«Круг дружбы» :

Ребята встают в круг и один за другим на определённый музыкальный счёт подают друг другу руки. Это поможет ребёнку усвоить счёт, что в дальнейшем даст ребёнку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта. Детей захватывает общий ритм, и их движения чётко согласуются с музыкой.

Но данное упражнение возможно использовать в работе только на втором и последующих годах обучения, так как построение круга у детей на первом году занятий происходит с затруднениями. Для того, чтобы дети построили круг и в процессе упражнений не «сломали» его, приходится многократно обращать внимание детей на ровность круга. Между детьми должно быть «окошечко», т. е. расстояние. С помощью этого «окошечка» каждый ребёнок может спокойно, не задевая своего соседа выполнить любое упражнение.

Публикации по теме:

Первый новогодний утренник во 2 младшей группе.Первый новогодний утренник во 2 младшей группе. Парад новогодних утренников открыла вторая младшая группа№9 (музруководитель Лобанова Галина Михайловна, воспитатель Перепёлкина Раиса Михайловна,.

Участие в финале районного фестиваля «Балкыш»Участие в финале районного фестиваля «Балкыш» Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" Ежегодно в нашем районе центр по внешкольной работе проводит детский фестиваль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хореография-искусство, любимое детьми
Опубликовано: 23 марта 2014 в 10:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД