Альмира Исхакова
Хорошая речь — залог успешного обучения и развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средства общения. Несколько позднее речь становится еще и средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, у ребенка обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает основами словообразования, словоизменения и словосочетания. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Существуют два основных пути развития речи.
Публикация «Хорошая речь — залог успешного обучения и развития детей» размещена в разделах
Первый путь - развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности. При этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками языка, но и расширяем свои речевые возможности: узнаем новые слова, уточняем и расширяем свои знания о значениях слов, нормах их сочетаниях, учимся узнавать, понимать, употреблять новые грамматические формы и конструкции, овладеваем новыми построениями связных высказываний. Поэтому развитие речи - длинный и непрерывный процесс самообучения, сопуствующий всей сознательной жизни человека.
Второй путь - развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства.
Какие же условия необходимы для успешного развития речи? Какие условия необходимы для формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие - это постоянно побуждать ребенка говорить, поэтому в работе по развитию речи должно быть предусмотрены ситуации, ставящие ребенка перед необходимостью речевых высказываний; повышающие интерес и желание поделиться чем - то, рассказать о чем - то.
Второе условие - создание благоприятной речевой среды, дающей детям образцы речи. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, речь взрослых, друзей, художественная литература, радио, телевидение, фольклор, в детском саду - речь педагога, звучащая на занятиях и в течении всего дня.
Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?
- Речь должна быть содержательной. (Содержание для бесед, для рассказов дают книги, картины, экскурсии, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь.)
- Речь должна быть логичной. Правильная речь предполагает умение не только начать, о и завершить высказывание.
- Речь должна быть точной, то есть ребенок должен уметь подбирать такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.
- Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. Выразительность и точность речи предполагают ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов ( так называемых слов - паразитов: ну, значит, это, типа, и пр., грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.
Хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вот почему дети с плохо развитой речью часто оказываются неуспевающими.