Получи документы

Здоровьесбережение — залог успешного коррекционно-развивающего обучения

Наталия Аврахова
Здоровьесбережение — залог успешного коррекционно-развивающего обучения

Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения

«Детям совершенно так же, как взрослым, хочется

быть здоровыми и сильными, только дети не

знают, что для этого надо делать. Объясним им …»

Януш Корчак

Главная цель в воспитании и образовании младших школьников - это сохранение и укрепление здоровья, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие организма. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решают педагоги в процессе своей деятельности. В частности, логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Для детей с недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, словесно-логического мышления, пространственной и временной ориентировки, отставание в развитии двигательной сферы. У многих детей наблюдается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Публикация «Здоровьесбережение — залог успешного коррекционно-развивающего обучения» размещена в разделах

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья первоклассников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В связи с этим в нашем образовательном учреждении получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

В логопедической работе я использую как традиционные, нетрадиционные, так и авторские здоровьесберегающие технологии.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика (рисунок 1)

Регулярное выполнение поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика (рисунок 2, 3)

Работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Развитие ребенка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на логопедических занятиях используются не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

На своих занятиях я уделяю достаточно времени зрительной гимнастике (рисунки 4,5,6). Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз из кинезиологичекой гимнастики. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работе музыкальные компьютерные физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики.

Рисунок 4 «Снеговик» Рисунок 5 «Радуга» Рисунок 6 «Винни Пух»

Одним из эффективных направлений развития возможностей мелкой моторики является самомассаж рук (рисунок 7) Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки, придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят; разнообразные пальчиковые игры и упражнения, графические упражнения; игры с прищепками, ниткография, использование аппликатора Кузнецова, суджок-терапия. Подробнее остановлюсь на последнем приёме работы.

Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия (рисунок 8,9).

В переводе с корейского языка Су означает кисть. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей. В строении кисти проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей – голову с шеей и четыре конечности. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.

Использование су-джок массажёров одновременно с коррекционными упражнениями оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Благодаря воздействию импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Су-джоки активно используются для автоматизации

поставленных звуков: прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение.

Применение биоэнергопластики (сопряжённой гимнастики руки и языка) позволяет достичь скорейших результатов в работе по постановке звуков, ускоряя исправление дефектов у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему

патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики (рисунок 10). Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Имитация детьми различных эмоциональных состояний (интерес, радость, удивление, отвращение, страх, гнев, стыд) имеет психопрофилактический характер.

Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

Регулярное проведение таких упражнений позволит не только скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, но и выработать правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма, улучшить фонематический слух, ритмико-интонационную сторону речи и моторику, повысить речевую активность. Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время проведения динамических пауз.

Регулярные кинезеологические упражнения (рисунок11) позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия, повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, память и внимание. С этой целью в работе с детьми используется комплекс следующих упражнений: «Колечко», «Цепочка», «Лезгинка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Замок».

Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития младших школьников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом. Закончить выступление хочу словами великого Жан-Жака Руссо «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Используемая литература

1. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. - М., 2003.

2. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2001.

3. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей : психологические установки и упражнения. – М. : ВЛАДОС, 2004.

4. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М. : Флинта: Наука. 1999

5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие в песочную страну» Конспект коррекционно- развивающего занятия с использованием песочной терапии и сенсорной комнаты. «Путешествие в песочную страну» Цель:нормализация.

Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения.Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения. 1 Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я и другие» Занятие 1. Цель: сформировать у ребенка адекватную самооценку, наладить отношения с окружающими. Задачи: - повышение самооценки детей.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию представления о звуках КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ Формирование представления о звуках Подготовила и провела учитель - логопед.

Консультация «Оптимизация двигательной активности — залог успешного гармоничного развития дошкольников». В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит.

Мастер-класс «Ситуация успеха, как залог успешного развития ребенка».Мастер-класс «Ситуация успеха, как залог успешного развития ребенка». В марте 2017 года в Березовском районе в БСОШ№1 прошли "Миксоновские чтения", где я поделилась с коллегами наработанным педагогическим материалом,.

Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения — гимнастика Брейн Джим в системе логопедических занятий Организация коррекционно- развивающего воспитания и подготовка детей к школе с задержкой психического развития требует особого педагогического.

Перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР подготовительная группа .

Проектная деятельность как метод развивающего обучения дошкольников В современном мире модернизация системы образования влечет за собой новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к качеству.

Школьная готовность, или Что надо знать родителям для успешного обучения детей в школе Уже несколько лет я провожу психологическую диагностику на предмет готовности детей к школе. Именно психологическую, где важные школьными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесбережение — залог успешного коррекционно-развивающего обучения
Опубликовано: 10 октября 2017 в 07:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД