Светлана Воронцова
Школьная готовность, или Что надо знать родителям для успешного обучения детей в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Уже несколько лет я провожу психологическую диагностику на предмет готовности детей к школе. Именно психологическую, где важные школьными компетенциями являются не только знания и навыки ребенка, а и физиологический возраст, и умение общаться, и произвольность в поведении, и интерес к новой деятельности. Сейчас очень много статей написано о школьной готовности –что это такое и как готовить ребенка к школе и нужно ли вообще это делать. Плюсы и «не плюсы» этой самой подготовки и хотела бы я осветить в этой статье.
Публикация «Школьная готовность, или Что надо знать родителям для успешного обучения детей в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Но сначала хочу остановиться на том, какие же важные составляющие необходимо учитывать для успешного школьного обучения.
- конечно же, это школьная зрелость, когда организм ребенка готов к школьным нагрузкам –к новому режиму, к новому социальному статусу, к новым отношениям, к новым правилам. А увидеть школьную зрелость можно просто понаблюдав за ребенком: как быстро он утомляется, какова его работоспособность в течение занятия, дня, месяца.
Так же важным компонентом готовности к школе является сформированность психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Показателем готовности может служить произвольность познавательной деятельности, развернутая речь, способность к обобщению.
Важным является и эмоционально-личностное развитие: умение управлять своим поведением и способность соподчинять мотивы, не бояться ошибиться и самостоятельно исправить ошибку. В поведении и речи будущего первоклассника появляются рассудительность и стремление к «правильности». Как правило, дети, достигшие личностной зрелости, сами заявляют о том, что они хотят стать взрослыми. Важно, не перепутать момент, где ребенок просто играет в школу, а где он готов «жить» в новом для себя статусе.
Важным составляющим психологической готовности является мотивация, ориентир на получение знаний, стремление узнать и открыть новое.
В психологическую готовность входит также педагогическая готовность – это навыки счета, письма, образной речи, общая осведомленность.
Итак, школьная готовность складывается из многих компонентов: интеллектуального, эмоционально-волевого, физиологического, педагогического и мотивационного.
А теперь вернемся к важному вопросу: стоит или нет готовить ребенка к школе? Здесь очень важен сам процесс подготовки к школе. Как ребенок получает знания: сидя за партой с 4 лет по 40 минут или во время прогулок, интересной игры с взрослыми и сверстниками. Даже научить читать, писать и считать можно в игре и главное, это будет интересно ребенку. Здесь нужно учитывать возрастные особенности, индивидуальные наклонности, ведущую деятельность дошкольного детства, а это игра. Зная все это можно построить комплекс по подготовки к школе, в который будет входить не только, например, обучение чтению, но и игры на развитие внимания или памяти, сочинение веселых историй, что развивает речь, рисование, лепка из теста, глины, пластилина, что развивает мелкую моторику, наблюдение за интересными явлениями в быту или природе, что повышает любознательность. Чем собственно сейчас мы и занимаемся.
А для родителей будущих первоклассников у меня есть несколько нехитрых, но очень полезных советов, как подготовиться к поступлению ребенка в первый класс всей семьей:
И первое и важно - надо обязательно хорошо отдохнуть летом и не просто отдохнуть, а вместе и активно.
А во время отдыха можно еще раз спокойно поговорить о школе : о ее буднях и праздника
Все школьные принадлежности выбирайте вместе и с хорошим настроением.
В сентябре, если есть возможность, желательно взять отпуск на несколько дней, чтобы побыть рядом с ребенком и поддержать его во время школьной адаптации.
Создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности
Встречать ребенка из школы с улыбкой
Не ругать и не наказывать за ошибки и незнание. Он только начинает учиться
Обязательно гулять после уроков, лучше идти после школы домой самой длинной дорогой.
Вместе с ребенком создать его «школьное место».
Во время адаптации, разрешайте ребенку взять с собой любимую небольшую игрушку, но договоритесь, что она будет ждать вашего ребенка, например, в его шкафчике в раздевалке и он может взять ее на переменке.
Когда он возвращается из школы, подробно спрашивайте его о том, что интересного было в школе
Домашнее задание старайтесь выполнять вместе
Не забывайте, что ребенку нужно ваше признание и похвала
Радуйтесь его удачам и маленьким победам
Будьте терпеливы. Школьная адаптация может длиться от месяца до полугода. И если вы увидите, что «все выпрямляется», приходит в норму, нет больше слёз и плохого настроения, нет больше «не могу» и «не хочу», то, значит это маленькая победа ваша и вашего ребенка.