Конспект занятия в старшей группе «Хоть семи нам ещё нет, формируем мы бюджет»

Гульберген Мурзагулова
Конспект занятия в старшей группе «Хоть семи нам ещё нет, формируем мы бюджет»

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Хоть семи нам ещё нет, формируем мы бюджет»

Цель: Ввести детей в мир экономических отношений; познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить известные детям математические понятия «больше –меньше», «слева –справа», «количественный счёт», «деление целого на части»;понимать отношения между целым числом и частью, частями целого, обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

Ход занятия.

Картина с изображением семьи. (Видеосюжет о семье)

Воспитатель. Ребята, кого вы сейчас видели на картине? (на экране) Как этих людей можно назвать одним словом.

Дети Семья.

Воспитатель. У каждого из вас тоже есть семья. Из скольких человек состоит ваша семья и кто в неё входит? (ответы людей)

Сегодня я вам предлагаю самим поиграть в семью. Для этого надо разделиться на две группы, потому что у нас будет семьи. Состав семей мы можем определить с помощью фотографий. Кто кем будет в вашей семье, вы решите сами.

Дети подходят к столу, на котором лежат фартуки для мам, галстуки для пап, бантики для малышей, платок для бабушки, очки для дедушки.

Воспитатель. У каждой семьи должен быть дом.

Выставляются картинки с изображением пяти разных домов: пятиэтажный, деревянный, одноэтажный, кирпичный девятиэтажный, деревянный двухэтажный, кирпичный пятиэтажный.

Воспитатель. Вы должны угадать, где ваш дом. Первая семья, ваш дом не деревянный и не пятиэтажный.

Вторая семья – ваш дом третий слева. (дети определяют свои дома).

Теперь определим этаж, на котором живёт ваша семья.

Первая семья живёт ниже пятого, но выше третьего этажей.

Дети. На четвёртом этаже.

Воспитатель. Вторая семья живёт между шестым и восьмым этажами.

Дети. На седьмом этаже.

Воспитатель. Номер квартиры первой семьи меньше, чем 9, но больше чем 7.

Дети. Номер восемь.

Воспитатель. Номер квартиры второй семьи на два больше, чем номер квартиры соседей.

Дети. Номер девять.

Семьи проходят за столы с цифрами соответствующими номерами их квартир (8-10). На столах стоят пустые корзинки, и лежит 4 кошелька. У мамы с папой – один кошелёк на двоих.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что лежит на столе. (Ответы детей)

Что лежит в корзине?

Дети. Она пустая.

Воспитатель. Что находится в кошельке?

Дети. Деньги.

Воспитатель. Как деньги попали в кошелёк к маме и папе? оказались у бабушки?.

Дети. Они получили зарплату за свой труд.

Бабушка получила пенсию.

Воспитатель. Как деньги оказались у бабушки?.

Дети. Бабушка получила пенсию.

Воспитатель. А у студента откуда деньги?

Дети. Он получил стипендию.

Воспитатель. А почему же у малыша кошелёк пустой?

Дети. Потому что малыш ещё маленький и не может сам зарабатывать.

Воспитатель. Ребята, а как вы считаете, может ли малыш в чём-то другом быть полезен своей семье?

Дети. Он может помогать по дому.

На доску в левом нижнем углу с помощью магнита прикреплён круг, разделённый на четыре части.

Воспитатель. Давайте с вами ещё повторим: папа и мама работают и получают за это заработную плату.

(помещает на сектор круга, где изображены лица папы и мамы, купюру.)

Бабушка и дедушка уже не могут работать и получают пенсию. Студент учится в институте и получает стипендию за свою учёбу, потому что учёба –это труд. (На сектор малыша помещается пустая карточка, так как у него нет заработка)

А как можно одним словом назвать все деньги, которые поступают в семью? (Варианты ответов детей)

Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи. Посмотрите на круг и скажите,

из скольких частей состоит доход ваших семей?

Дети. Из трех.

Воспитатель. А сколько частей не приносят дохода?

Дети. Одна часть.

Воспитатель. А теперь выньте деньги из ваших кошельков и посчитайте общий доход вашей семьи. (дети выполняют задание)

А как вы считали – деньги из всех кошельков или каждый из своего? (Ответы детей). Почему? (Дети объясняют, как они считали и почему делали именно так).

Как вы считаете, какая семья поступила более верно? (Ответы детей).

Если люди живут вместе и называются одной семьёй, они должны пользоваться кошельком.

Воспитатель предлагает детям сложить все деньги в одну корзину, если сами это не предложат.

Воспитатель. Как мы можем назвать деньги, которые лежат в корзине?

Дети. Доход семьи.

Воспитатель. А ещё эти деньги принято называть бюджетом семьи. Так из чего же состоит бюджет вашей семьи?

Дети. Из зарплат мамы и папы, пенсии бабушки и стипендии студента.

Воспитатель. Представьте такую ситуацию: к вам приехала жить тётя. Увеличится или уменьшится бюджет семьи?

Дети. Увеличится, т. к. тётя будет отдавать свою зарплату.

Воспитатель. Итак, мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет и из чего он состоит. Ребята, а для чего нам всем эти деньги? (Ответы детей0. Правильно, чтобы их тратить, а на что мы будем тратить?.

Дети дают свои ответы, а воспитатель вывешивает в первый нижний угол магнитной доски картинки: продукты, одежда, телефон, обувь, игрушки итд.

Воспитатель. Ни одна семья не может обойтись без того чтобы не расходовать деньги, т. е. все, что мы тратим, называется расходом.

Но расходы бывают разные: основные (на то, без чего вполне можно обойтись).

Дети приводят примеры расходов.

Воспитатель. А чтобы нам с вами во всём разобраться, предлагаю поиграть «Хочу –надо».

Все подходят к столу, на котором стоят две коробочки и лежат предметные картинки. Воспитатель показывает картинку, дети называют предмет и кладут его в соответствующую коробочку, объясняя свой выбор: яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, пальто, кукла, машина, карандаш, лимонад, коньки, майка, дом, магнитофон, обувь.

Воспитатель. Итак, какие же расходы мы называем основными (обязательными? (ответы детей).

Закрепление нового материала на доске. Вывешиваю две корзинки со стрелками, одна стрелка над корзиной, другая под ней.

Дети помогают воспитателю правильно разместить корзинки. Даёт детям задание на карточках, необходимо составить и решить арифметическую задачу. Задачи для 1семьи: 10-5=?

Задача для 2семьи: 8-6=?

«Семьи» решают задачи.

Воспитатель: А теперь предлагаю семьям решить следующие проблемные ситуации.

1 ситуация. Ваша семья должна израсходовать:

На питание – 4тыс. руб,; купить дочке на день рождения юбку -1 тыс. руб.

Заплатить за квартиру –3тыс. руб. папа едет в командировку и берёт с собой -1тыс. руб.

В итоге корзина пустеет.

По мере того как воспитатель называет расходы, которые должна сделать семья, дети вытаскивают из корзины соответствующую сумму и кладут её на заранее приготовленный круг, разделённый на соответствующее расходам количество секторов.

Воспитатель. Дочка захотела заниматься танцами, за обучение которым надо платить. Как найти выход из ситуации? (Дети из обеих семей предлагают свои варианты решения проблемы)

2 ситуация ваша семья должна израсходовать.

На питание -3тыс. руб., заплатить за квартиру -3тыс. руб., заплатить за учёбу в институте -2тыс. руб., в корзине остаётся ещё 2 тыс. руб.

Воспитатель. А папе надо срочно отремонтировать машину. Это стоит 10тыс. руб. где взять недостающие деньги. ?

(Дети предлагают варианты)

И в заключении хочу прочитать сказку а вы будете мне помогать. Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариса, и стали они жить вместе. И все у них получалось: крокодил гена на работу в зоопарк ходил и получал за это… (варианты ответов детей) Старуха Шапокляк не работала, а сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала пенсию… (Варианты ответов) как же мы можем назвать одним словом денежки которые получала семья крокодила Гены?

Дети. Семейный бюджет.

Воспитатель. А удавались друзьям все дела, потому что они были очень хорошими хозяевами и умело планировали свой семейный бюджет, вместе решали, какие расходы им нужно сделать.

Я надеюсь, когда вы вырастете, вы тоже станете хорошими хозяевами.

Публикации по теме:

Мастер –класс для родителей «Семейный бюджет» Цель: Информировать родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье. Привлечь внимание родителей.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в страну Экономику» Программное содержание 1. Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни. 2. Раскрыть сущность понятия доход и.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Хоть семи нам ещё нет, формируем мы бюджет»
Опубликовано: 10 января 2015 в 16:36
+88Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Дидактическое пособие «Созрели яблоки в саду» по ФЭМП
К Яблочному Спасу Назначение: дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Цель: -...
Сценарий летнего праздника в младшей группе «Лето — море солнца, море света»
Летний праздник «Лето – море солнца, море света» Дети входят в зал. Вед. : Сегодня ребята мы празднуем приход лета. Ходит лето по планете Пышет...
Танцевальная композиция с бубнами для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю танцевальную композицию с бубнами для детей старшего дошкольного возраста. " Я играю от души, Ритм очень труден. Что звучит скорей скажи?...