Папки-передвижки

Художественная литература как средство воспитания у детей гуманных чувств и культуры поведения

Тамара Фахрутдинова
Художественная литература как средство воспитания у детей гуманных чувств и культуры поведения
▼ Скачать + Заказать документы

Для воспитания у детей положительных эмоций, добрых чувств, для знакомства с нормами и правилами гуманистического и культурного поведения, широко используется игровая деятельность при ознакомлении с художественной литературой (рассказов, стихов, сказок).

Публикация «Художественная литература как средство воспитания у детей гуманных чувств и культуры поведения» размещена в разделах

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки.

Эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям нравственно-эмоциональной сферы ребенком. Используются как средства развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справедливости, чувства гражданственности. Развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного.

Часы чтений должны проходить в задушевной дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Беседы по произведениям нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно.

Вопросы в беседе должны помочь ребенку разобраться в образе, поступках героев, высказали свое отношение к нему. Так как игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных представлений рекомендуем использовать: игры-инсценировки по сюжетам произведений с помощью игрушек, игры драматизации, просмотр диафильмов и домашний кукольный театр.

Формированию у детей культурно-гигиенических навыков, аккуратности и стремления к порядку помогает чтение художественных произведений :

Л. Воронковой «Маша-растеряша».

А. Барто «Девочка чумазая».

К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Поэтические произведения:

Е. Благининой «Вот какая мама».

А. Барто «Машенька».

З. Александровой «Мой Мишка».

Помогают образованию у детей представления о хороших и плохих поступках, побуждают к совершению добрых дел, воспитанию гуманных чувств, положительного отношения к окружающим людям.

Произведения: А. Барто «Игрушки», «Капустный лист» Е. Бехлерова – воспитывают добрые чувства, милосердие, умение прийти на помощь отзывчивость, положительные эмоции.

- «Еду к бабе, еду к деду», «Петушок с семьей» - воспитывают любовь и уважение к близким, семье.

- Русские народные и украинские сказки: «Волк и козлята», «Колосок» - воспитывают любовь и уважение к маме, послушание, трудолюбие.

Произведение «Больная кукла» воспитывает желание прийти на помощь, проявить заботу, сопереживание, милосердие, внимание.

Такие произведения как: «Когда не хватает игрушек» Т. Цыферов, «В магазине игрушек» Г. Янгарский, «Два жадных медвежонка» (русская народная сказка) помогут научить детей делиться игрушками, обращаться вежливо с просьбой: «Пожалуйста», благодарить.

Через сказку: «Как лисичка с бычком поссорилась» - воспитываются дружеские взаимоотношения со сверстниками, доброжелательность.

«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других».

«Как аукнется, так и откликнется».

Произведения о животных – воспитывают гуманные чувства, пробуждают интерес и бережное отношение к живому, природе.

Предлагаем вам образец, как обыгрывать произведения.

Например: «Бычок» А. Барто.

Ребенок – бычок, ставится на доску, лежащую на полу, длиной 1 метр, шириной 25-30 см. идет по доске, покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение (или читает взрослый)

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох досточка кончается,

Сейчас я упаду!»

Взрослый или старшие дети в семье, берут ребенка за руки и помогают ему сойти с доски.

Например: «Наша Таня» А. Барто.

Ребенок играет с мячом, он упал в воду (рядом таз с водой).

Чтение произведения:

Наша Таня, громко плачет (ребенок имитирует плач)

Уронила в речку мячик, (ребенок бросает мяч в таз с водой)

Тише Танечка не плачь (ребенок имитирует плач)

Не утонет в речке мяч.

Взрослые помогают Тане, Таня улыбается (смеется) благодарит.

Это произведение учит проявлять сочувствие к другим детям.

Определить ярко-выраженное эмоциональное состояние (плачет - смеется).

Безопасному поведению (не уходить от родителей, нельзя играть у водоема)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Обратите внимание на отбор художественных произведений.

Нужно помнить: моральное и нравственное воздействие литературных произведений зависит, прежде всего, от его художественной ценности, соответствие возрасту ребенка.

Публикации по теме:

Контрольная для взрослых .

Проект по овладению навыками управления эмоциональной сферой «Путешествие в мир эмоций» «Путешествие в мир эмоций» Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой; развитие у детей способности понимать, осознавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство воспитания у детей гуманных чувств и культуры поведения
Опубликовано: 15 января 2014 в 18:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство воспитания у детей гуманных чувств и культуры поведения» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Фахрутдинова (УИ 178609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД