Папки-передвижки

Художественное конструирование как средство развития инженерного мышления детей

Вероника Морозова
Художественное конструирование как средство развития инженерного мышления детей

Сообщение на тему:

«Художественное конструирование как средство развития инженерного мышления детей"

Подготовила: Морозова В. В.

Современное общество и технический мир не разделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых открытиях.

Публикация «Художественное конструирование как средство развития инженерного мышления детей» размещена в разделах

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь не мало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении.

Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она будет с этим совладать. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых игр у детей. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру. Конструирование в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено как вид деятельности для развития исследовательской, творческой активности и формирования предпосылок инженерного мышления детей.

Термин конструирование произошел от латинского слова “construere”, что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов (техническое конструирование, изготовление поделок из бумаги и картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. д.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые деревянные вещи и т. д. (художественное конструирование)

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Бумага – это особый вид конструкторского материала. Она, как правило, очень непрочная (легко рвётся и мнётся) и требует навыков осторожного обращения с ней. Вместе с тем, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности и широко используется в конструировании художественных композиций. Освоение лёгкой техники работы с бумагой даёт детям возможность работать самостоятельно и творчески. Согласно программе занятия с бумагой начинаются в средней группе – пригласительный билет, записная книжка и т. д. Самые первые занятия направлены на то, чтобы научить ребят складывать бумагу пополам и аккуратно пользоваться клеем, научить создавать замысел и реализовывать его. В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.

В старшей группе дети закрепляют имеющиеся у них конструктивные умения, на основе которых у них формируются новые. Так, умение составлять определённую композицию из элементов конструктора, способствует развитию умения планировать свою работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, предлагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выполнения будущей постройки. Это является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. В старшей группе такой вид конструирования как бумагопластика становится всё более актуальным. Наравне со строительными наборами бумага, благодаря своим выразительным и пластическим возможностям позволяет создавать интересные конструкции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу.

Бумага, а вернее её преобразование развивает воображение у детей, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может при соответствующих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т. д. Вариантов использования конуса множество. Но для того, чтобы дети смогли преобразовать конус, необходимо на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации.

Такие же чудесные превращения получаются и в технике оригами, которая основана на приёмах работы с бумагой, путём сгибания её в различных направлениях. Техника оригами только в исключительных случаях допускает применение ножниц и клея. Это позволяет отнести её к достаточно сложным техникам, которые требуют огромного внимания, терпения и аккуратности со стороны детей. Неровно сложенные углы не позволят получить им желаемый результат. Первоначальным этапом обучения технике оригами в старшей группе является овладение детьми самыми простыми исходными формами, варьируя которые можно получить разные образы.

Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приёмов работы с бумагой. Этот вид позволяет создавать объёмные конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи определённого характера образа, отображения стиля постройки).

Приёмы аппликации в данном случае могут выступать как основные средства работы, так и дополнительные. Конструктивная деятельность, благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства как архитектура. В старшей группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что положительно сказывается и на других видах изобразительного творчества.

А именно, знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с архитектурой развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в его функциональном назначении, но и оформлении.

В старшей группе на занятиях по художественному конструированию ребята учатся работать и с картоном, поролоном. Ребята учатся работать по выкройке, изготавливают двигающиеся игрушки из конусов, цилиндров без применения шаблонов пользуясь рисунками (Чебурашка, Животные). Работа с природным и бросовым материалами в старшей группе способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ. В подготовительной группе у ребят есть возможность поработать и с использованным материалом (катушки, коробочки, шпульки, тканью (салфетка, пришивание пуговиц, чудесный мешочек, игольница).

В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки, продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

В результате такого обучения у детей формируется самостоятельное творческое конструирование, которое проявляется в умении создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого); находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к изобретению детьми новых способов; подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу.

Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.

Создание композиций из различных материалов – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.

На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.

Высокий уровень творческого использования всех доступных форм материала в конструировании позволяет утверждать, что и сегодня данный вид детского творчества рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.

Конструктивная деятельность ребенка обязательно должна быть направлена на изготовление реального, ощутимого продукта. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития

Таким образом, можно отметить, что художественное конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Снегирь». Объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детейМастер-класс «Снегирь». Объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детей Мастер класс «Снегирь» объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детей. Данный мастер.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественное конструирование как средство развития инженерного мышления детей
Опубликовано: 10 марта 2023 в 21:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД