Анастасия Соснина
Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Сказочные цветы». Техника граттаж.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность.
Художественное творчество.
Рисование в подготовительной к школе группе.
Тема: «Сказочные цветы». Техника граттаж.
Задачи: познакомить детей с новой техникой рисования граттажом. Учить изображать цветы в технике «граттаж» на основе собственных представлений. Закреплять строение цветка. Закреплять правила поведения в общественных местах. Развивать воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус, чувство ритма, цветовосприятия и творческие способности. Воспитывать желание прийти на выручку, аккуратность и осторожность при работе с материалами.
Публикация «Художественное творчество, Рисование в подготовительной к школе группе, Тема: „Сказочные цветы“, Техника граттаж,» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Рисование
- Темочки
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приёмы: игровой, сюрпризный, введение в воображаемую ситуацию, поощрение, использование ТСО.
Словарная работа: техника, граттаж, процарапывание, прекрасные, чудесные, волшебные, сказочные, необычные.
Предварительная работа: чтение сказок Аксакова «Аленький цветочек», В. Катаева «Цветик-семицветик», в свободную деятельность сказки Павла Бажова «Каменный цветок». Реализация проекта «Цветы вокруг нас». Рисование цветов по мокрому листу, волшебных цветок цветными карандашами, акварелью, гуашью. Рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание стихов, рассматривание строение цветка.
ТСО: телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер.
Демонстрационный материал: мини-музей цветов (поделки детей). Образцы для показа последовательности техники «граттаж». Иллюстрации картин, выполненных в технике граттаж.
Раздаточный материал: альбомные листы формата А (тонированные, покрытые слоем свечи и затушёванные) для работ детей; стеки, деревянные палочки, кисти, разносы, маленькие листы для экспериментирования.
Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок», Ennio_Maricone «Chi Mai», П. И. Чайковский «Вальс цветов» из произведения «Щелкунчик, инструментальная музыка.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на занятие пришло много гостей, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются)
А теперь возьмитесь все за руки:
С голубого ручейка,
Начинается река,
А занятие начинается с улыбки. (Друг другу улыбаются)
Воспитатель: ребята, у меня для вас есть загадка, да необычная, а видеозагадка об одном из известных нам произведений. Внимательно её просмотрите, и потом, ответите мне, что это за произведение, кто его главный герой?
Воспитатель включает видеозапись (эпизод из сказки «Каменный цветок»).
После просмотра воспитатель задаёт детям вопросы:
Воспитатель.
- Ребята, кто узнал эту сказку? («Каменный цветок»)
- Кто главный герой? (Данила-мастер)
- Какое его любимое занятие? (он любит резать по камню).
- Что он обещал сделать для своей невесты Катюши? (Цветок)
- Он сделал его? (Нет). Почему? (Он не знает, как сделать цветок из камня, потому что, он делает только шкатулки и чаши).
Внезапно в дверь слышится стук.
Воспитатель: ребята, вы слышите, кто-то стучится? (Слышим)
Воспитатель: заходите, не стесняйтесь.
В группу входит Данила.
Воспитатель: ребята, посмотрите, да это ведь сам Данилушка – мастер!
Воспитатель и дети здороваются: здравствуй, Данила! Неожидан твой приход! Зачем пожаловал, расскажи?
Данила: здравствуйте, ребята! Пришло письмо моему учителю Прокопычу, что у вас в детском саду, в подготовительной группе, есть музей цветов. Помощь мне нужна, Катюше цветок нужно сделать, а я не умею цветы из камня резать, только чаши, да шкатулки. Вот он меня и послал к вам поглядеть, да поучиться. Катюша – то ждёт, не дождётся, боюсь, разлюбит меня.
Воспитатель: так это мы и отправили письмо твоему учителю. Есть у нас такой музей, проходи, погляди. А, чтоб тебе было понятно, как изготавливались эти цветы, ребята тебе расскажут.
Воспитатель: ребята, а кто скажет, из чего можно сделать цветок? (из камня, из бумаги, из стекла, из пластилина, из бросового материала, из металла).
Данила проходит в «музей», ребята рассказывают (2 – 3 человека, каждый про сою поделку, как называется, из чего сделано).
Данила: спасибо ребята, очень понравились мне ваши цветы, они такие чудесные, волшебные, просто сказочные! Можно я один возьму, буду на него смотреть и резать цветок для Катюши моей.
Воспитатель: нет, Данилушка, из музея цветы брать нельзя, а почему, ребята сейчас тебе объяснят.
Дети читают стихи.
Если ты в музей пришёл
Не бери с собой домой
Ни картину, ни портрет
Ни красивейший букет
Люди придут
Ничего здесь не найдут! Ты в музее не шали,
Громко ты не говори!
Слушай всё внимательно,
Запомни обязательно!
Но руками ты не трожь
Экспонат музейный.
Он очень ценен для людей,
Ведь он очень старинный!
Воспитатель: из музея брать предметы нельзя, потому что они предназначены для всех людей, чтоб они любовались этими поделками, историческими вещами. Музей это место, куда ходят люди отдыхать, учиться чудесам искусства.
Воспитатель: ты, теперь понял, Данила, почему мы не можем отдать тебе цветок?
Данила: я всё понял. Но что мне теперь делать, как мне научиться делать цветок? Где можно посмотреть?
Воспитатель: я помогу тебе, я научу не только тебя, но и ребят, делать такие необычные цветы, что они будут, как будто, из камня!
Воспитатель: Данила, ты согласен? (Конечно). Ребята, а вы? (Да).
Ребята, необычные цветы, волшебные делают волшебники, давайте и мы станем волшебниками.
Раз, два, три, повернись и в волшебника ты обернись.
Работа волшебников непростая, она сложная, а чтоб мы с ней справились, мы с вами разомнём наши пальцы, поиграем с ними в игру.
Спал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)
Был закрытым. Но потом показался лепесток (распрямить большой палец)
А за ним его дружок (указательный палец)
Вот и третий не проспал (средний палец)
И четвертый не отстал (безымянный палец)
Вот и пятый лепесток (мизинец)
И раскрылся весь цветок! (кисть руки изображает форму тюльпана – глубокой чашечки).
Вырос красивый цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
А теперь, мои волшебники, проходите на свои рабочие места, садитесь правильно. И, ты, Данила, усаживайся удобно, чтоб всё запомнилось.
Воспитатель: сегодня я вас научу делать цветы в новой для вас технике, которая называется «ГРАТТАЖ». Эта техника ещё называется «Цап-царапки». Почему, я сейчас вам подробно всё объясню.
Воспитатель:
1. Для начала я должна придумать, что я буду рисовать. Например, я хочу нарисовать солнце и море.
2. Для этого я беру чистый лист бумаги.
3. Затем я беру акварельные краски или гуашь и выбираю мне нужный цвет, такой, каким должно получиться изображение, рисунок. Если солнышко, то какой? (жёлтый, а море? (синий, голубой). Тонирую листы.
5. А вот теперь самое главное! Я беру свечку и покрываю ей всю поверхность листа, всю, всю.
6. А затем, поверх свечи, я всё закрашиваю чёрной тушью или гуашью, и получаю вот такие листы, которые лежат у вас на столах.
7. И вот теперь можно начинать рисовать, процарапывать рисунок. Как кошка коготками. Поэтому, техника граттаж называется: цап-царапки. А чем же можно процарапывать? Для этого мне нужен заострённый предмет, это может быть: заострённая палочка, зубочистка, стержень, который закончился, стеки, перья. У меня деревянная палочка, и вот, я процарапываю, солнце вверху и море, волны – внизу, аккуратно, старясь не сильно давить, чтоб не повредить бумагу. Вот и готово солнце и море.
8. А для чего же в технике «граттаж» нужна свеча? Сейчас мы узнаем.
Воспитатель: у вас на столах лежат маленькие листы, возьмите их, возьмите стеки или деревянные палочки, свои волшебные инструменты, и попробуйте на листках процарапать солнце и волны.
Воспитатель: кто скажет, для чего нужна свеча? (для того чтобы не закрасить чёрным цветом наше цветное изображение, цветной фон, свеча «защищает»).
Воспитатель: верно, ребята, если бы мы сразу, без свечки, покрыли всё чёрным, то, чтобы получилось? (Всё бы закрасилось). И рисунок бы не получился.
Воспитатель: ну вот, вы потренировались, а теперь будем учиться рисовать цветы в новой для вас технике – граттаж.
Воспитатель: но для начала, давайте вы закроете глаза и придумаете себе волшебный цветок, какой бы вам захотелось, чтоб Данила подарил Катюше.
Воспитатель включает музыку, дети закрывают глаза, фантазируют.
Воспитатель: придумали (да). Вот и славно! А теперь за работу, а то Данила спешит.
Воспитатель: ребята, кто скажет, из чего состоит цветок? (Стебель, листья, цветок, может быть бутон).
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель включает музыку, дети самостоятельно выполняют работу (процарапывают волшебные цветы.
(Во время работы воспитатель следит за осанкой. Обращать внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность. Оказывает помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы).
Данила наблюдает, как дети выполняют работу.
Воспитатель: заканчиваем ребята, а то Данилушка не успеет.
Дети заканчивают работу. Организовывается выставка.
Воспитатель: посмотри, Данила, какие цветы получились у ребят. -Нравятся тебе?
Данила: настоящие волшебники! Какой красивый цветок! Вот этот еще лучше! Нет, вот этот! Или этот? Нет, я не знаю, они все такие прекрасные! Молодцы, ребята! Теперь у меня обязательно получиться сделать цветочек для Катеньки.
Воспитатель: Данила, а цветы ребят похожи на каменные? (Очень). Ребята, а вам как кажется? (Да) Почему вы так думаете? (Потому что, мы рисовали по чёрному, процарапывали острым предметом, как будто, резали по камню).
Воспитатель: ребята, а теперь мы можем подарить наши цветы Даниле? (да)
Воспитатель: забирай, дорогой гость, ребята дарят тебе свои цветы.
Данила: ой, ребятки, я не могу все забрать, а то меня не пустят в вашу чудо-машину автобус, скажут, ты откуда столько цветов набрал? Подумают, что из музея это всё! А там же нельзя ничего брать. Я один возьму, а вы мне остальные в письме пришлите, хорошо!
Воспитатель: хорошо, Данилушка, мы так и сделаем!
Данила: ну вот и справно. Тогда я поспешу, надо же ещё успеть сделать цветок, да обрадовать невесту. Спасибо, ребята! Вы настоящие мастера! За то, что вы меня научили правильно изображать цветы, я вам дарю вот такие медали «За успехи в творчестве». А мне пора. До свидания!
Воспитатель и дети: До свидания!
Анализ занятия.
Воспитатель: ребята, в какой технике мы сегодня выполняли цветы? (В технике граттаж). Как она ещё называется? (Цап-царапки).
Воспитатель: кому было интересно работать в технике граттаж? Почему?
Воспитатель: кому было сложно? Что именно вызвало затруднения?
Воспитатель: для чего нужна свеча в этой технике? (Чтоб защитить цветной слой от чёрного цвета).
Воспитатель: какие цветы получились у вас? (Чудесные, волшебные, прекрасные, сказочные, праздничные, необычные)
Воспитатель: ребята, в этой технике можно изображать не только цветы, но и пейзажи, натюрморты, даже портреты. Что мы и попробуем с вами на следующих занятиях.
А сейчас наше занятие закончилось. Вы сегодня все молодцы! Убирайте свои рабочие места и будем собираться на почту, за конвертом, чтоб отправить остальные ваши сказочные цветы Даниле.