Приложение МААМ

Идеи развития инициативы, самостоятельности и способностей ребёнка в условиях современного детского сада

марина горских
Идеи развития инициативы, самостоятельности и способностей ребёнка в условиях современного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Современное образование рассматривается как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где, в первую очередь, создаются условия для развития ценностно - смысловой сфер сознания, развития способностей, внутреннего потенциала личности ребенка.

Публикация «Идеи развития инициативы, самостоятельности и способностей ребёнка в условиях современного детского сада» размещена в разделах

Помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать себя, своё «Я», стать активным субъектом в разных видах детской деятельности, раскрыть свои способности - одна из основных задач современного педагога.

Условием реализации такой цели является использование современных педагогических технологий в образовательном процессе детского сада, направленных на формирование у воспитанников творческих способностей, активной жизненной позиции, уверенности в своих силах, развитие способности к самообразованию и самореализации.

Исследования ученых последних лет убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. [ 3: 35]. Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, на развитие его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка дошкольника, как субъекта специфических детских видов деятельности. [ 1: 7].

Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Благодаря освоению данной позиции, оформляется новое психическое образование - ценностность, которая определяет избирательность и самореализацию ребенка в той или иной деятельности.

Реализуя данную технологию, педагоги наполняют повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность в развивающих уголках группы, способствуют реализации детских интересов через детско - взрослые проекты совместно с родителями воспитанников, формируют навыки рациональных способов практического осуществления простейших видов детской деятельности, предоставляют ребенку право самостоятельно делать выбор и принимать решение в игровых и бытовых ситуациях, используют специальные педагогические приемы - образовательные и проблемные ситуации для постановки ребенка в позицию субъекта, исходя из его индивидуальных особенностей и уровня развития. Образовательная ситуация конструируется таким образом, чтобы ребенок мог сам поставить цель деятельности, мотивировать ее необходимость, выбрать предмет деятельности, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно заняться продуктивной деятельностью, получив результат.

Поставить ребенка в активную позицию, поддержать его природную любознательность, помогает технология исследовательской деятельности, представляющая собой высшую форму развития исследовательской активности [ 3: 45]. Проходя этапы исследовательской деятельности, ребята сами выбирают тему исследования, по карточкам - символам определяют подходящие способы исследования - подумать самим, спросить у взрослого, провести эксперимент, посмотреть в компьютере или позвонить специалисту и самостоятельно ищут информацию по выбранным источникам. Самое интересное - подготовка сообщения или презентация продукта деятельности и представление его детскому сообществу, воспитателям или родителям

Важную роль здесь занимают различные образовательные центры в возрастных группах, интегрирующие в своем пространстве несколько уголков развития, где каждый ребенок сможет воплотить свой творческий потенциал, найти нужную информацию. Например, центр природы может вмещать уголок уединения и экспериментирования. Центр художественно - творческого развития, как правило, интегрирует уголки музыкальной, изобразительной и театральной деятельности. В научно - познавательном центре, кроме детской художественной литературы познавательно - поискового характера и детских энциклопедий можно разместить исследовательский фартук с карточками — темами и методами исследования для исследовательской деятельности, при условии, если воспитанники уже знакомы с этой технологией.

Одним из эффективных средств предметно - развивающей среды является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. [ 2: 168]. В дошкольных учреждениях могут использоваться разные типы моделей: мнемотаблицы, мнемодорожки, схемы, пооперационные карты и схематические модели. В каждом образовательном центре целесообразно помещать пооперационные карты, отражающие последовательность какого - либо процесса. Например, в уголке экспериментирования - карты-модели простых опытов и экспериментов, которые старшие дошкольники могут провести сами с опорой на модель. В центре художественно - творческого развития могут находиться модели, отражающие последовательность изготовления поделки, аппликации, предметных рисунков, объемных картин, которые воспитанники могут изготовить сами. Дошкольники средних и старших групп быстро схватывают алгоритм действий, обозначенных в модели, при создании своего продукта деятельности, проявляя индивидуальность, т. к. средства и способы достижения цели каждый выбирает свои. Быстро осваивая мир символов, дошкольники сами начинают моделировать, создавая макеты, коллажи, мнемодорожки, поделки, правила в схематичном виде, что существенно повышает инициативу и самостоятельность дошкольников.

Серьезное внимание в современных дошкольных учреждениях уделяется организации разнообразных культурных практик, ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Для этого воспитателями создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. С детьми младшего дошкольного возраста организуются разные виды игр, ситуации общения, сенсорный тренинг и др. С детьми старшего дошкольного возраста организуются занятия рукоделием, проводятся музыкально-театральные гостиные, досуг. Готовясь к праздникам, ребята принимают участие в украшении группы, оформляют творческие выставки, репетируют роли. Постепенно культурные практики становятся доброй традицией, к которой охотно подключаются и родители воспитанников.

Признания достоинств - ещё одна эффективная технология, направленная на повышения самооценки и уверенности в себе, а также инициативы и самостоятельности дошкольников. В данном случае меняется образ собственного Я, улучшается свой «автопортрет». Признание успехов - это техника, помогающая ребенку осознать себя достойным и особенным [ 4: 49]. Для этого в группах может быть оформлено особое пространство: «Аллея славы», «Звезда недели», индивидуальные выставки, где помещаются фотографии достижений ребенка, его грамоты, поделки, рисунки и др. Чтобы подчеркнуть индивидуальность ребенка, его способности, педагоги могут организовать детские мастер - классы, где старшие воспитанники смогут продемонстрировать всем участникам образовательных отношений свои возможности - изготовление поделки, объемной картины, чтение стихотворения или спортивные достижения.

Организация предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении также должна обеспечивать развитие у воспитанников инициативы, самостоятельности и раскрывать их природный потенциал. В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна отвечать принципам вариативности, полифункциональности, трансформируемое™, насыщенности, доступности и безопасности; периодически претерпевать преобразования, для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. С этой целью целесообразно наполнить пространство возрастных групп различными мобильными ширмами, мягкими модулями, трансформируемой мебелью, многофункциональными игрушками и пр.

Следует помнить, что современный ребенок - это ребенок цифрового поколения. Современные дети не только живут в условиях повсеместного интернета, но они не помнят другой жизни. Учитывая особенность современных детей, мы должны предоставить воспитанникам наряду с традиционными и инновационные средства образования: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютер, планшет и др. Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов развития у детей творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Средства цифровой коммуникации легко осваиваются дошкольниками, привлекают их внимание и помогают повысить информационно - коммуникационную компетентность.

Такие качества, как сформированная уверенность в своих силах, адекватная оценка своих возможностей и способностей, субъектная позиция в детской деятельности, обрекают ребенка на успех и естественным образом способствуют развитию не только природных задатков и способностей, но и личности в целом, в единстве сознания, мышления и деятельности.

Таким образом, эффективность образовательной деятельности как результат развития личности ребенка, его инициативы, самостоятельности, обусловлена действием различных факторов, обеспечивающих приобщение ребенка к социальному миру и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

Литература:

1. Крулехт М. В. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада. Методические советы к программе «Детство». СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - С. 3 - 15.

2. Михеева Е. В., авт. - сост. Современные технологии обучения дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2013. - 223 с.

3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - Спб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011. - 80 с.

4. Хазиева Р. К. Я всего добьюсь! Как воспитать успешного человека. - Спб. : Издательский Дом «Литера», 2006. - 96 с.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Идеи для благоустройства территории детского сада летомИдеи для благоустройства территории детского сада летом Мой детский сад для меня - это, как второй дом, да и для воспитанников тоже. А свой дом всегда хочется сделать тёплым и уютным. Весной мы.

Идеи оформления из потолочной плитки для детского садаИдеи оформления из потолочной плитки для детского сада Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня хочу поделиться с вами некоторыми идеями оформления детского сада.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Интересные идеи по созданию уютных участков детского садаИнтересные идеи по созданию уютных участков детского сада Наступает жаркое лето. Но, многие воспитанники остаются в детском саду. Известно, что воспитывает все, что окружает. Уютно ли нашим детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Идеи развития инициативы, самостоятельности и способностей ребёнка в условиях современного детского сада
Опубликовано: 13 мая 2020 в 11:53
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Идеи развития инициативы, самостоятельности и способностей ребёнка в условиях современного детского сада» (включая файлы) размещена пользователем марина горских (УИ 18883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД