Игра–беседа «Путь в Москву». Сценарий вечернего досуга для детей старшего дошкольного возраста

ольга ивакина
Игра–беседа «Путь в Москву». Сценарий вечернего досуга для детей старшего дошкольного возраста

МАДОУ ЦРР детский сад №44,Веселые нотки’’

воспитатель высшей квалификационной категории

Ивакина Ольга Афанасьевна

Цели: Формирование представления о жизни М. В. Ломоносова; развитие речи, умения анализировать делать выводы; развитие психических качеств ребенка: мышление, память, внимание; воспитание товарищеских отношений, активной личности, навыков культурного общения; осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы; эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

Задачи: показать стремление М. В. Ломоносова к знаниям, вызвать желание учиться, получать знания, воспитывать уважение и гордость за великого земляка, к поморским традициям.

Предварительная работа: Чтение произведений Шергина Слово о Ломоносове, В. Кошелевой Врата моей учености. О. Тихомирова держись, Михайло, экскурсии в музей и библиотеку, разучивание народных игр, хороводов, знакомство с народными промыслами, работами народных мастеров, участие родителей в оформлении выставки – ярмарки «Северные росписи.

Материал: Занятие проводится в зале (игры и хороводы, музыкальное сопровождения) наглядность (карта Путь Ломоносова из Холмогор в Москву) портрет Петра I картина Нападение волков Н. Е. Сверчков. Ленты цветные Северные росписи упряжки для коней, канат, комплект узоров северных росписей иллюстраций остановок пути, медали на каждого.

Ход занятия:

ДОЛГОЖДАННЫЙ ДАН ЗВОНОК.

Начитаем игру-урок

Постарайтесь всё понять,

О Ломоносове узнать,

Будут игры, шутки, хороводы, пляски,

Всё для Вас!

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час.

Сегодня наше путешествие посвящается великому ученому отцу многих наук, нашему земляку. Отправиться в путешествие поможет карта Путь Ломоносова из Холмогор в Москву. Мы пойдём по этому пути и сделаем несколько остановок, где нас ждут интересные задания.

ХОЛМОГОРЫ

Село расположено на берегу Северной Двины. Петр I бывал здесь три раза. Он положил начало появления России собственного торгового флота (показа картины Петр I).

Холмогоры – центр художественного промысла: холмогорская резная кость. Северяне занимались продажей рыбы, мехов и соли.

Это край отважных, трудолюбивых и вольных людей. Земля подарила нам великого ученого Ломоносова (показ картины Ломоносов с книгой).

Поморье закалило Ломоносова физически. Оно воспитал в себе вольнолюбивый свободный дух, железную настойчивость и положительный ум.

Выходил он маленький

Ко своей завалинке,

С Богом разговаривал:

Почему цветы цветут?

Почему ручьи бегут?

Почему мы сами – тут?

Почему волна гремит?

Почему душа горит?

А дорос до юноши,

Он сказал слова опять

Я теперь в Москву иду,

Я всему ответ найду

Блиц опрос:

– Ломоносов родился в городе? (нет)

– Он был из дворянской семьи? (нет)

– Отец Ломоносова был рыбаком? (да)

– Михаил помогал отцу? (да)

– Он лишился матери в 19 лет? (да)

– Закоренелая в злобе баба мачеха (да)

– Она разрешала читать Мише книги? (нет)

– Он сам принял решение оставить родительский дом? (да)

– Он взял с собой много денег? (нет)

Белый стелиться туман,

Крепче кружиться мороз,

Вдоль заснеженных полян

Рыбный тянется обоз.

Тайно покинув родительский дом, Михайло отправился с рыбным обозом в столицу.

Дидактическое упражнение Исправь ошибку

Зимой вышел Михайло из дому и побежал догонять поезд….(обоз с рыбой).

С собой он взял 3 тысячи рублей… (3 рубля).

Деньги он попросил у отца… (у соседа Фомы Шубного).

В котомку беглец положил две книги: математику и букварь (Арифметикуи Граматику).

Это были его враты учености. Обоз с рыбой он догнал через 3 недели (3 дня).

ОСТАНОВКА «Антониоево-Сийский монастырь»

Это крупнейший духовный и культурный центр. Часовня была построена Антонием Сийским. Здесь создана огромная библия, архив икон, переписывались и печатались книги, писались картины. Это только мужской монастырь. Красота этих мест до сих пор чарует всех приезжих и желающих побывать здесь (звучит колокольная музыка).

В небе разгорается новая заря.

Колокол на звоннице разбудит меня.

Ветерок колышет ветви тополей,

На душе становиться радостней, светлей,

Видно, вправду скоро сбудется,

То, чего душа ждала,

Мне весь день сегодня чудится

Что звенят колокола.

– Дети, о чем вы думали, когда слышали колокольный звон? (на душе радость, душа поет, цветы в поле, пение птиц, яркое солнце, думаю о своих поступках, хочу делать добро, видеть счастливых людей).

ОСТАНОВКА «Емецк»

Рыбный обоз остановился в городе Емецк. Сейчас это крупный населенный пункт. Раньше на ярмарках здесь торговали домашними продуктами рукоделиями. Жители города не только много работали, но и умели отдыхать. Они устраивали праздники, пели песни и водили хороводы.

Собирайтесь-ка, ребята, в хоровод,

Приглашайте-ка весь северный народ.

(муз. А. Филиппенко «Северный хоровод»)

ОСТАНОВКА «Усть–Вага»

И снова дорога размахивает свои километры. Обоз проходит мимо берега реки Вага, которая впадает в Северную Двину. Усть-Вага – деревня село. Здесь находилась почтовая столица. Жители занимались сельским хозяйством, заготавливали лес, и смолу. Требования к смоле были высокие Что б черна, добре была и не густа…. Смола шла на изготовление кожи и канатов. Если возьмутся за дело поморы, сдвинут могут даже горы. (Спортивная игра Перетяни канат).

Поморская дружба крепка делом, правдой и честью.

ОСТАНОВКА «Шенкурск»

Город стоит на берегу реки Вага, в сосновом бору. Славился он особым сортом пшеницы. Здесь проводились различные ярмарки. Как встарь всем купцам и люди торговому града Шенкурска, всем заезжим из ближних и дальних мест указано прибыть на ярмарку и торговать товарами разными, качества наилучшего, а умельцам народным представить изделия диковенные, красоты редчайшей.

Торопись чесной народ,

Тебя ярмарка зовет.

Народ собирается,

Наша ярмарка открывается.

Становитесь в ряд,

Забирайте всё подряд.

(Народная мелодия Ах вы сани мои сани, дети читаю стихи Н. Лопатиной про изделия народных мастеров.)

ОСТАНОВКА «Вельск»

Узкий пустынный тракт ведёт рыбный обоз к Вельску. Вельск славиться изготовлением продуктов из древесины (смола, дёготь и льняным производством). Это место ночного отдыха поморов. Здесь поили и кормили лошадей. Рассказывали страшные истории о волках, которые гнались за поморскими обозами (картина Нападение волков Н. Е Сверчков) Когда человек отдыхает, он восстанавливает свои силы. Отдыхаем и мы. (упражнения для стоп Попросим у солнышка хорошей погоды)

ОСТАНОВКА «Вологда»

На пути рыбного обоза, с которым шёл, прячась от встречного ветра, упрямый молодой помор, встал узорчато-деревянный город.

Это самый большой и людный из всех городов, которые он видел на своём пути. Отсюда шла слава платника, медника, резчика, кружевниц.

Мастера скорей за дело,

Украшай тарелку смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дидактическая игра Укрась тарелочку (подгруппы по 4 человека получают комплект узоров северных росписей).

ОСТАНОВКА «Ростов»

Старейший город России. Стоит на берегу озера около города Ярославль. Ходила молва, что жители наилучшие огородники.

Во саду ли, во городе,

Фрукты, овощи, растут,

Мы сегодня для рекламы

Их собрали в зале тут.

Проводится эстафета «Веселый огород» (обручи – огород, руль, корзина с овощами, лейка, ведерко, вспахивают землю, сажают огород, поливают, собирают урожай).

ОСТАНОВКА «Данилов»

Князь Данил Александрович облюбовал это место, повелел построить конюшни и княжеские палаты. При Петре I был конный завод, который поставлял лошадей для армии. Жители пахали землю, выращивали хлеб. На ярмарках продавали лошадей и рогатый скот.

Вот кони стоят,

Воду пьют, копытами бьют,

Просятся в поле – землю пахать,

На вольной воле гривой махать.

Лошадки – подвижная игра (две команды «Конюхи» и «Лошадки»)

ОСТАНОВКА «Александров»

Александровская слобода лежала в двух днях езды до Москвы. Это было последняя крупная остановка Холмогорского рыболовного обоза на его пути в белокаменную столицу. Это место отдыха московских князей во время поездок на богомолье. Здесь находился женский монастырь и проходила ярмарка невест. Со всей Руси сюда приезжали красавицы.

Вышло солнце спозаранку, загляделось на Двину,

Серебрянка-северянка улыбнулась ему

Зрительная гимнастика (с лентами) с музыкальным сопровождением Лебёдушка Русская народная песня обработка М. Гоголевой.

ОСТАНОВКА «Москва»

Как ты встретишь пришлецов от широкой Двины? Белых стен сошлось кольцо, стали улицы видны.

Игра Я начну, а ты закончи

Ломоносов выдал себя за …. (дворянина).

В Москву он был зачислен в академию …. (Спасские школы).

В этой академии он учился …. (5 лет).

Каждый день получал жалованье …. (3 копейки).

За один год обучения он закончил …. (3 класса).

Академию кончаем,

А мечтаем не о том….

Ему бы в море!

Запах соли… паруса…

Смола…. Канат…

Встречный ветер щеки колет,

Оттепель настала вдруг,

Ломоносова направил ректор

В Академию наук.

Вольный дух предков, независимость, стремление быть слугой своему народу, побудили рыбацкого отрока оставить отчий дом и дойти с благородным упрямством до мировой славы.

В морозной дымке Холмогоры.

Прости, прощай, Двина – река.

В Москву пришёл сын помора,

Чтобы шагнуть потом в века.

Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать?

– В каких городах побывали?

– Что нового узнали?

– Захотелось вам быть умными и учёными?

Будьте любознательными, ищите ответы на вопросы, постигайте основ грамоты в детском саду. Где хотенье – там и уменье (муз. сопровождение То березка – то рябина)

Награждение детей орденами с изображением книг.

Публикации по теме:

Форум «Большая перемена»Форум «Большая перемена» 29 марта в МАУДО «Детский сад № 9» прошли мероприятия в рамках III областного форума «Большая перемена». На это мероприятие приглашены родители.

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Игра–беседа «Путь в Москву». Сценарий вечернего досуга для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2014 в 23:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...
Поделки из бросового материала
В нашем детском саду прошел конкурс на тему " Поделки из бросового материала". Дети подготовительной группы т совместно с родителями приняли активное...
Фотоотчёт «Нестандартное оборудование для физкультурного уголка»
В свой фотоотчёт я помещаю рассказ о некоторых пособиях, изготовленных в текущем учебном году. В средней возрастной группе большое внимание уделяется...
Дидактическая игра «Чья тень», «Чей силуэт» для детей от трёх лет
Дидактическая игра "Чья тень", " Чей силуэт" для детей от трёх лет. Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие,...