Татьяна Крючкова
Игра и новообразования дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство —своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраивается психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. В раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне,взрослыми или воспринимаемой ситуацией. В дошкольном он сам начинает определять собственное поведение.
Публикация «Игра и новообразования дошкольного возраста» размещена в разделах
Важной особенностью дошкольного возраста, является то,что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой становится память.
Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным,оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Ребенок может устанавливать простые причино-следствен-ные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Строя свою картину мира,ребенок выдумывает,изобретает,воображает.
Воображение— одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Этот процесс имеет много общего с памятью,ребенок действует в плане образов и представлений. Помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое,оригинальное,чего раньше в его опыте не было.
Возникновение произвольного поведения еще одно новообразованием этого периода. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том,как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения,который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением,сравнивая его с образцом.
Новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста —сюжет-но-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность,в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых,воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов —от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные,импульсивные действия. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли,ребенок" становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет в разных сторон. Это способствует развитию децентрации— важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
В процессе совместной игры главным образом разворачивается общение дошкольника со сверстниками Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка,отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Имеющиеся в современной детской психологии данные о значении игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дают основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.