Приложение МААМ

Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ

Надежда Котромина
Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ

В современных научных исследованиях все чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Денный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь – накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.

Современные авторские программы и технологии социального развития дошкольников имеют целью приобретения ребенком социального опыта и последовательное введение его в социальный мир.

Публикация «Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ» размещена в разделах

Ребенок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивания обширный фонд культурной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения.

Именно поэтому, как отмечает Н. Ф. Голованова, овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые составляют определенных педагогических условиям:

1) воспроизводить жизненные ситуации, опираясь на детские впечатления повседневной жизни;

2) вызвать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

3) предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантах участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

4) предлагать взаимопомощь, вызвать потребность в сотрудничестве.

Соответствующая этим условиям деятельность и должна стать системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ.

Определение системообразующего фактора интеграции – это нахождение основания для объединения. Системообразующий фактор (систематизатор, интегратор) В. С. Безрукова называет идея, способной объединить в целостное единство компоненты интеграции, целенаправить их, стимулировать их деятельностные проявления и т. д.

Таким системообразующим фактором является игра, определенная как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника.

В качестве объектов интеграции игры могут объединяться на основе единой образовательной задачи, которой может выступить социализация ребенка. В этом случае важно отобрать виды детских игр, наиболее целесообразных для решения данной задачи и способных интегрироваться с другими играми.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовной ценности и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие. Поэтому задача игровой деятельности определена в «Социально-коммуникативной» образовательной области.

В играх формируется приятное своего имени, сознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей («ласковое имя», «Хозяин своих чувств», «Я – маленький, я - большой»).

Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего.

С точки зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса в ДОУ, разнообразные детские игры обладают большими возможностями. Любая игра – глубоко интегрированная форма организации образования дошкольников.

Игровой опыт, по мнению Е. В. Рылеевой, входит в систему формирующего личного опыта дошкольника. Это позволяет предположить, что ему присуще следующие основные компоненты социального опыта:

1) Аксиологический (человек рассматривается как высшая ценность, ребенок стремиться проявить по отношению к нему гуманные чувства и оказать помощь, соответственно в игре сюжеты гуманистической направленности);

2) Когнитивный (ребенок стремиться к изучению другого человека, интересуется его желаниями, пытается понять его особенности, адекватно определяет их у сверстников; понимает символическое значение различных социальных ролей, может менять ролевое поведение в зависимости от изменения действий и поведение);

3) Поведенческий (ребенок подбирает и использует адекватные способы во взаимодействии со сверстниками, умеет выступать в деятельности, во время скорректировать свое поведение, считаться с желаниями других; в выборе ролей не настаивает на главных, способен учесть желание товарища, договориться, исправиться, позитивно разрешать конфликты);

4) Коммуникативный (ребенок владеет способами общения согласно особенностями коммуникативной ситуации и требованиями партнера, владеет этикетными формулами общения, средствами невербальной коммуникации; использует разнообразные ролевые диалоги, в речи поясняет смысл своих действий).

Одним из условий интеграции образовательного процесса в ДОУ является создание полиигрового пространства, представляющего собой комплекс различных видов игр, направленные на социальное познание и социальную практику. Содержательную основу полиигрового пространства ДОУ и семьи составляют следующие игры (С. Л. Новоселова) :

- самодеятельные (сюжетно - ролевые, театрализованные, режиссерские игры- экспериментирования, отражающие субкультурный личный игровой опыт детей;

-игры, специально привносимые в детский опыт взрослыми в развивающих целях (дидактические, психо-гимнастические, досуговые, тренинговые, подвижные, спортивные);

- народные игры, которые вводят детей в национальную игровую культуру.

Игровые роли имеют существенное значение в становлении эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития (мотивационно-эмоциональный и поведенческий компоненты – образовательные области.

Игровые правила и действия в большей мере способствуют формированию умений, предусмотренный нормами человеческой культуры (поведенческий компонент – все образовательные области).

Изучая разные подходы к описанию детских игр, мы составили опорную таблицу классификаций игровой деятельности.

Классификационные признаки игровой деятельности.

Классификационные признаки Характеристики

Виды игр Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.

Функции игры Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.

Инициатива в возникновении игры От ребенка. От взрослого. От других детей.

Предмет игры Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления.

Количество участников Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.

Динамика Статичные. Малоподвижные. Подвижные.

Способ решения игровых задач Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.

Игровые приемы Соревнование. Драматизации

Степень и характер создания Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные.

Место развития В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении.

Время создания Архаичные. Традиционные. Современные.

Форма организации Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем.

Как видно из таблицы, социально насыщенное полиигровое пространство представляет собой систему предметных и социальных средств, функционально моделирующих содержание детской деятельности.

Принципами его построения являются следующие:

1). Обеспечение места и времени для разнообразных игр; возможности выбора или тематики, содержания, материала, партнеров;

2). Создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно – предметной игровой среды;

3). Обеспечение возможности своего объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту;

4). Предоставление комфортных условий для коллективных игр разной динамики содержания;

5). Создание условий для планирования, моделирования, развития собственной игры.

Как показали исследования В. А. Деркунской, помимо основного способа построение игры, дети занимают определенную игровую позицию (режиссера, актера, зрителя) и соответственно лидерскими качествами выбирают главную или второстепенную роль. Для одних детей характерна ориентация на отражение в играх сферы человеческих взаимоотношений, а других интересует предметное замещение. Одни предпочитают сюжеты производственной тематики, другие – бытовой, а третьи – романтической. Дошкольники с хорошо коммуникативными умениями долго задерживаются на ролевом способе игры, в основе которого лежит ролевой диалог; те же, у кого ярко выражены творческие способности, предпочитают сюжетосложение как способ построения игры.

Обеспечивая интеграцию в процессе создания условий для различных видов игр, необходимо учитывать ведущий способ построения игровой деятельности, игровую позицию ребенка, его предпочтения в выборе сюжета и содержания игры, уровень развития коммуникативных умений, личностные особенности, половую принадлежность, этнокультурные традиции семьи.

Исследователями подчеркивается, что игра становиться эффективной только в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».

Преимущество игры как формы образования состоит также в том, что в ней заложен большой развивающий потенциал, она может применяться как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей. В настоящее время теоретически разработаны содержание и методика применения игр для реализации всех образовательных областей, что позволят включить их в освоение дошкольниками любой темы, предусмотрительной общеобразовательной программой.

Список литературы

1. Голованова, Н. В. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. –СПб. : Речь, 2004.

2. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка /Л. А. Венгер// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1978.

3. Эльконин, Д. Б. Игра и психическое развитие /Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах; под ред. Д. Б. Фельдштейна. – М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2001.

Публикации по теме:

Образовательные технологии в современном ДОУ По исследованиям современных ученых проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро: Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 09:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как интегратор образовательного пространства в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Котромина (УИ 156097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД