МААМ-картинки

Игра как способ преодоления неврозов у детей

Анна Перелыгина
Игра как способ преодоления неврозов у детей

Дети всегда и везде — дети, а игра для ребенка не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергая анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях. Более того, игра для него — огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребенок может все, что захочет. Все, что ему запрещается взрослыми.

Игра у детей существовала всегда. И в древности дети играли друг с другом — об этом свидетельствуют найденные археологами игрушки.

Но что же может препятствовать игре?

Игровой деятельности препятствуют неврозы у детей!

Публикация «Игра как способ преодоления неврозов у детей» размещена в разделах

Невроз- это психогенное заболевание личности, вызванное расстройством нервно-психической сферы организма в результате эмоциональных травм и переживаний. Детский невроз - нередкое в современном мире заболевание.

Что же происходит с игрой при неврозе у ребенка?

Ее практически нет, поскольку она не считается существенной для малыша, а если игра и существует, то она заторможена вследствие выраженного беспокойства, страхов и печали. В связи с этим обращает на себя внимание неуклюжесть детей с неврозами, недостаточно развитая координация движений, вполне объяснимые, если учесть пренебрежительное отношение к игре в семье, а то и ее полный запрет.

Как же этого избежать и какие ошибки допускают родители при воспитании детей?

• непоследовательность в воспитании;

• крайности в восприятии своего ребенка (или слишком взрослым, или беспомощным младенцем);

• неумение общаться и играть с ним. Все это усугубляют невротическое состояние дошкольника и приводят к неврозу;

• недостаточные контакты со сверстниками, особенно когда ребенок не ходит в детский сад и целый день проводит с чрезмерно тревожной и опекающей бабушкой

Неврозы не только ухудшают самочувствие и снижают жизненный тонус дошкольника, но и осложняют адаптацию среди сверстников в детском саду. Обычно такие дети «присутствуя, отсутствуют», не хотят посещать учреждения, находятся в изолированном или отвергаемой позиции в группе, часто болеют. Дома они «допекают» родителей своей эмоциональной неустойчивостью. упрямством, беспокойством и страхами. Вследствие этого можно наблюдать слишком прямолинейных, максималистски настроенных «маленьких старичков», которые способны только заплакать, но не засмеяться и отнестись с юмором к разыгрыванию некоторых страхов и переживаний. В их одностороннем мире существует только черное и белое без каких-либо оттенков, они чрезмерно требовательны и не по-детски нетерпимы к недостаткам, ошибкам, просчетам, которые в избытке находят у других, но только не у себя.

Какими же бывают неврозы?

Неврастения - невроз возникающий в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов в широком смысле слова в психогенных условиях. При неврастении ребенок перенасыщен информацией. Игры не позволяются т. к. расцениваются взрослыми как шалость. Из-за большого количества запретов и ограничений ребенок зажат, скован, говорит взрослыми фразами, недетскими суждениями.

Истерический невроз - больные отличаются повышенной чувствительностью, неустойчивостью настроения и склонностью привлекать к себе внимание окружающих. Отчаявшись привлечь внимание слишком озабоченных и занятых собой родителей, ребенок начинает проявлять свое право на любовь и привязанность капризами, истериками, демонстративным поведением.

Невроз страха-расстройство нервной системы,обусловленное длительным психическим перенапряжением или коротким по частоте, но сильным по интенсивности стрессом. В этом случае ребенок постоянно охвачен беспокойством. Страхом, он неверен в себе, не может быть самим собой ни минуты. Ему все время мерещится какая-то опасность.

Неврозы лечат по-разному начиная от приема транквилизаторов и заканчивая сеансами гипноза. Между тем есть простое и эффективное средство, которое поможет не только ребенку - неврастенику, но и его измученным родителям. Это средство - игра. Правда, будучи не управляемой и не направляемой специалистом, она не поможет.

Лечебная игра выполняет три функции:

1. Диагностическая - состоит в наблюдении за спонтанной игрой детей без вмешательства родителей и специалистов. После такого наблюдения проводится серия направленных игр (игры с мячом, «оживление игрушек», игра в кегли и т. д.);на их примере виден игровой опыт ребенка и его проблемы в познании и раскрытии себя;

2. Терапевтическая - заключается в преодолении страхов, торможения и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовых ситуаций;

3. Обучающая - состоит в научении новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых (моделирующих) проблемных ситуациях.

Какие же условия нужно создать для благоприятного результаты лечебной игры?

1. Игра не должна быть в тягость, не должна восприниматься им как обязанность.

2. Ребенок не должен заранее знать во что будет играть,неожиданность и непредсказуемость, новизна игровой ситуации, провоцирует его на поиски выхода в любых вариантах игры. Таким образом пробуждается интерес к открытию себя, своих возможностей, ребенок может побыть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе.

Правила проведения игр:

• нужно поддаваться ребенку для создания ситуации успеха. При этом нельзя впадать в крайности: дети очень чувствительны к фальши т. е. играть по- настоящему, но так, чтобы в конечном итоге выиграл ребенок;

• именно в момент победы ребенка следует завершить игру, при этом нужно дружно и громко похвалить его;

• необходимо условиться, чтобы в роли проигравшего всегда оставался взрослый. Причем его результаты должны быть в разы скромнее;

• организовывать игры можно и в домашних условиях, если речь идет не о лечении, а с целью профилактики;

• игроки-родители не должны выходить из роли, пока не будет завершен сюжет игры;

• игроки-родители не должны наказывать или осуждать ребенка, также говорить неопределенными фразами типа «может быть», «все возможно», «посмотрим, что будет дальше», быть категоричными. ;

• не допускается замена родителей бабушками, дедушками или другими родственниками, иначе игра может превратиться в бесконечный марафон;

• приветствуется неожиданность, непредсказуемость дальнейших действий в игре, создающие эффект спонтанности и импровизации, что развивает воображение и фантазию ее участников;

• Нельзя прерывать игру, не доведя ее до логического завершения.

Игра в настоящее время умирает, как и непосредственность чувств, их открытость и искренность. Особенно это относится к чрезмерно серьезным, озабоченным родителям с сугубо рациональным мышлением. При подавлении детской непосредственности появляются неврозы, поскольку страдает эмоциональная сфера ребенка, при этом он не только не сможет раскрыть свои интеллектуальные резервы, но и не будет способным ощутить радость жизни и почувствовать себя Человеком с большой буквы. Если бы дети играли так, как раньше, а родители понимали их и были более терпимыми, то, несмотря на все тяготы жизни, не было бы таких психических отклонений, как неврозы — в виде неврастении, истерического невроза, невроза страха и навязчивых состояний.

Публикации по теме:

Наше счастье — в наших детях!Наше счастье — в наших детях! Я просто не представляю. что бы мы без них делали! Без наших любимых деточек! Причем не только на работе, но и дома. У школьников сейчас.

Электронное портфолио воспитателя Вот такое портфолио я приготовила в прошлом году к аттестации. Может кому-то из коллег будет интересно, а кто-то захочет поделиться своим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как способ преодоления неврозов у детей
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 13:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД