Приложение МААМ

Игра как средство формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Мария Анохина
Игра как средство формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета).

Публикация «Игра как средство формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Усвоение звуковой стороны слова – сложный процесс и чтобы не было задержек в речевом развитии ребенка, этот процесс не должен происходить стихийно. Эти процессом целенаправленно должны руководить взрослые. Для того чтобы ребенок смог в элементарных формах осознавать звучащую речь, фиксировать знания о звуковой стороне ее в своем сознании, а также использовать в собственной речи, необходимо создавать специальные педагогические условия. Одним из таких условий является игра со звучащим словом. Включение в педагогический процесс системы игр и упражнений со словом (с опорой на наглядность) является очень важным, так как это специфический способ обследования детьми структуры слова и выявления основных характеристик звучащей речи.

Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей : на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим, на всех других занятиях, а также вне их – в играх, труде, в повседневной жизни. Однако на специальных речевых языковых занятиях развитие речи, обучение родному языку является центральным, доминирующим.

На специальных речевых занятиях решаются главные задачи по развитию фонематических процессов дошкольника :

- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

- закрепление и автоматизация произношения звуков;

- закрепление, уточнение и активизация лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

- закрепление сформированных грамматических категорий;

- формирование диалогической и монологической форм связной речи;

- закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

- закрепление навыка чтения;

- подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

- развитие памяти, внимания, мышления.

Таким образом, основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дети уже могут четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Для развития фонематического слуха важно использовать игры, задания типа: «Угадай кто это», «Где позвонили?», «Жмурки с голосом», «Тихо – громко», «Улавливай шепот». У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.

Для развития фонематического восприятия детей учат сравнивать простые фразы, выделять и запоминать определенные слова в ряду других сходных или различных по звуковому составу, подбирать картинки, соответствующие словам, которые начинаются на заданный звук, различать отдельные звуки сначала в ряду других звуков, затем в слогах и словах (сходных и различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу.

Игры со звучащим словом, игровые упражнения, останавливающие внимание на звучании слов, соотношении звуков в них, сравнении звуковых оттенков, сопоставлении слов, сходных по звучанию (Мила – мыла, мишка – мышка, Анна – ванна) воспитывают у детей фонематическое восприятие.

Старших дошкольников учат подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал); «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала); «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили). Их приучают изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Воспитатель должен создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

- создавать ситуацию общения;

- формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

- привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

- проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

- привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Основным условием осознания звуковой стороны слова является педагогически организованное речевое общение ребенка и воспитателя. Воспитатель постоянно создает игровые ситуации, которые заставляют детей размышлять, экспериментировать над словом, искать нужные слова: предлагает заменить слово графическим изображением; перепрыгивать через скакалку столько раз, сколько частей в слове; прошагивать по веревке длинное или короткое слово; проводить игры-эстафеты на произнесение слова с определенными звуками или осмысление места ударения в слове и др. Все это обеспечивает в занимательной форме осмысление дошкольниками звуковой формы слова.

Развивая речь ребенка важно помнить: опора на значение слова является очень важной в работе со старшими дошкольниками. Подбирать задания для развития фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно. Например: «Придумайте название действия на заданный звук» (звук П – прыгать, плавать, пришивать, покупать и др.); «Придумайте слова со звуком Р, отвечающие на вопрос «какой?» (круглый, оранжевый, ароматный); «Выберите из предложенных картинок те, названия которых отвечают на вопрос «кто?» и состоят из шести звуков (доктор, корова, собака, мальчик и др.); «Придумайте слово, обозначающее орудие действия, и отвечающее на вопрос «чем?» (топором, лопатой, иглой).

В результате обучения уровень знаний о звуковой стороне слова заметно повышается, формы творческого проявления речевой активности становятся разнообразными. Это загадки о звучащем слове, сказки про слова и звуки, рифмо- и стихотворчество, различные вопросы о речи и языке.

Самостоятельные загадки о слове – показатель высоких возможностей старшего дошкольника в области речевого творчества. Они свидетельствуют об усвоении детьми наряду со звуковыми особенностями речи богатого лексического материала. Например: «Какой это цветок, если он имеет желтую серединку и много белых лепестков, а в названии его слышится три части и звуки «р» и «ш»(Ромашка).

Важный этап в работе с детьми старшего дошкольного возраста – составление рассказов и сказок про слова и звуки. Детям предлагается зачин – «Жил-был», «Это было летом» и т. п. Оговаривается, чтобы ребенок в ходе сюжета вклинивал умственные задачи, связанные со звучанием слова. Например, ребенок говорит: «Идет, а навстречу ему зверек, в его названии первый звук «х», а последний «к», слово состоит из двух частей, ударение на втором слоге».

В придумывании сказок дети составляют сложные задачи для слушающих. Процесс единовременного создания, построения сказочного сюжета, быстрого мысленного подсчета количества слогов в слове, вычленения отдельных звуков, нахождения ударения в слове, употребления специальных звуковых терминов и грамотной формулировки речевой задачи формирует развитие фонематического анализа и синтеза, что является важнейшей предпосылкой для обучения грамоте.

В старшем дошкольном возрасте начинается подготовка к овладению письмом. Этому способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также работа с различными материалами: бумагой, тканью, проволокой (поделки из них). Такие занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, рука ребенка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работать с карандашом, кистью, ножницами, развивают содружественные движения обеих рук, руки и глаза. Выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха и т. д) помогает раскрашивание карандашами книжек-раскрасок (можно отбирать картинки с некрупными изображениями).

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутость, отрицательное отношение дошкольника к воспитателю, к обучению в целом.

Итак, показано, что игра является наиболее доступным для старших дошкольников средством формирования фонематических процессов. Включение в занятия по развитию фонематических процессов у старших дошкольников комплекса специальных игр и упражнений со словом (с опорой на наглядность) является очень важным, так как это специфический способ обследования детьми структуры слова и выявления основных характеристик звучащей речи.

Сочетание обучения и игры формирует у старших дошкольников интерес к звучащему слову, что в свою очередь является условием профилактики нарушения письменной речи.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Презентация детского альбома «Наши размышлялки о школе» Поступление в школу - важный и ответственный момент в жизни ребенка и родителей. Дети подготовительной к школе группы весь год серьезно готовятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 15:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Анохина (УИ 115567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД