МААМ-картинки

Игра основная форма организации педагогического процесса.

Елена Агаджанян
Игра основная форма организации педагогического процесса.

"Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 с 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Главный принцип Стандарта - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по - прежнему отводится игре. [2]

Публикация «Игра основная форма организации педагогического процесса,» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности, это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их больше устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей -главная идея воспитания личности. [6]

Игра (по определению А. Н. Леонтьева) - является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. [1]

Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание бедующего деятеля, происходит прежде всего в игре…».

Игра для ребёнка – подлинная жизнь. В своей практике мы стараемся организовывать игры разумно, чтобы получать возможность влиять на детей. А. П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлён в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учиться жить, а живёт своей жизнью». [6]

Познакомившись с литературой по игровой деятельности дошкольников, наблюдением за детьми во время игры, мы поняли, что основные формы организации педагогического процесса состоят в том, что игровая деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, подбирать материал и находить средства осуществления замысла.

Игра вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления, а также воображения как психологической основы творчества. [5]

Великий чешский педагог – демократ Ян Амос Коменский считал игру необходимой деятельностью ребенка, в которой развиваются все виды способностей ребенка. [6]

Сейчас, в современной дошкольной педагогике значение игры становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью, а средством обучения. [3]

В своей работе с детьми мы применяем такие виды игр:

Сюжетно ролевые игры.

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности: «Мама кормит дочку», «На приеме у врача», «Парикмахерская».. В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняются правилам, требуя и от других детей их соблюдения.

Дидактические игры.

Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид

игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила т. е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер).Дидактическая игра содействует развитию у детей общительности.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Во время этих игр обогащается сенсорный опыт детей. Дети начинают различать форму, величину и цвет предмета. В первой младшей группе мы используем вот такие дидактические игры: «Подбери по форме», «Найди такую же», «Цвета»…В процессе деятельности развивается мышление и речь ребенка.

Подвижные игры.

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность. Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. В своей работе с детьми мы используем многие подвижные игры : «Воробушки и автомобиль», где учим детей действовать по сигналу и находить свое место, а уже во время подвижной игры «Пузырь» мы учим детей становиться в круг, приучаем их согласовывать свои движения с произносимыми словами. В разучивании правил игры большая роль отводится воспитателям, где мы учим детей правильно, четко произносить слова игры, во время заучивания правил игры у детей развивается память, правильное произношение слов.

Игра драматизация.

В играх драматизациях роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки. Они сходны с сюжетно ролевыми играми : в основе тех и других лежит условное воспроизведение явления, события, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр – драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или произведения дети исполняют определенные роли, воспроизводят события точной последовательности. Простое прочтение сказок может не принести такой пользы ребенку, как игра-драматизация. В своей практике мы широко используем игру-драматизацию, уже с раннего возраста. Например, при обыгрывании сказки «Колобок» мы даем детям первоначальные знания о безопасности и охране жизни, что нельзя уходить из дома без разрешения. А уже в старших группах на примере сказки «Кот, петух и лиса» мы полученные знания закрепляем.

В играх-драматизациях мы используем стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но ещё важнее не перегрузить, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть, ведь неспроста игра в дошкольном возрасте является основной формой педагогического процесса.

Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. [4]

Список использованной литературы

1. Большой психологический словарь. — М. : Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.-374.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013.. № 2. С. 15–24.

4. Смирнова Е. О., Гударёва О. В. Игра и произвольность современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 12–20.

5. Усова А. Б. «Роль игры в воспитании детей» М. 1976 г.

6. Ядешко В. И., Сохина Ф. А. «Дошкольная педагогика» М. Просвещение 1978 г.

Публикации по теме:

Использование ИКТ как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса «Использование ИКТ как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса» Информационная карта проекта Название проекта «Развитие.

Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников» Я работаю в детском саду № 13 города Новозыбкова. В нашем ДОУ функционирует 11 групп. Весь воспитательно-образовательный процесс выстроен.

Физкультурные занятия как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Назначение занятий по физкультуре состоит в.

Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе.

Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская.

Консультация «Игра-форма организации детской жизни» КОНСУЛЬТАЦИЯ «ИГРА- ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ». Игра- доступная каждому ребёнку деятельность, служит и своеобразным общим языком для.

Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ Методические рекомендации "Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ" старший воспитатель Ганюкова В. М. В условиях модернизации необходимы.

Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». Ю. Е. ЗЕМСКОВА Дошкольное детство- яркий, неповторимый.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра основная форма организации педагогического процесса.
Опубликовано: 16 июня 2016 в 17:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД