Маргарита Сергеева
Игра-путешествие «Лабиринт знаний» (старшая группа). Занятие по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Расширять и уточнять представления детей о жизни зверей наших лесов зимой (особенности приспособления зверей к зиме). Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду, объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.
Публикация «Игра-путешествие „Лабиринт знаний“ (старшая группа), Занятие по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Материал:
Плакат «По следам животных», карта-схема растительности и животных Краснодарского края, «Снежная книга» В. Бианки, кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев, насекомых, птиц.
Ход:
– Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лабиринту знаний, а чтобы не заблудиться, будем двигаться по стрелочкам, они укажут нам путь. Отправляемся…
Первая остановка «Экологическая карта Краснодарского края».
– Давайте рассмотрим, какие животные обитают на территории края? (Ответы детей).
– На юго-востоке края мы видим большое скопление животных. Почему? (Заповедник).
– Что такое заповедник? (Ответы).
– Кто знает, какие леса у нас в крае? (Хвойные, лиственные).
– Скажите, какие деревья растут в хвойном лесу? (Ель, сосна, пихта).
– Какие в лиственном? (Осина, ясень, дубы, березы, акация).
– Лес – это дом для многих жильцов: для птиц, животных, растений.
– Чем питаются животные?
– На какие группы можно их разделить? (Травоядные, хищники, всеядные).
– Чем питаются птицы? (Насекомыми, мелкими животными, грызунами, семенами, зернами).
– Кто на кого нападает? (Звери нападают на мелких животных, грызунов).
– Двигаемся дальше по стрелочке…
Вторая остановка «Животные».
– Посмотрите, это белка. Белка – крохотное существо с огромным пушистым хвостом.
– Кто помнит, где живет белка? (На деревьях, делает гнездо в дупле).
– Чем питается белка? (Семенами хвойных деревьев, грибами, орехами).
– Как приспосабливается белка к зиме? (Меняет цвет шерсти, делает запасы, меньше двигается).
– Как белка спасается от врагов? (Огромный пушистый хвост помогает ей перелетать с дерева на дерево. На лапках у нее острые коготки, ими легко цепляться за кору деревьев).
– А на земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево. К морозной зиме устраивает гнездо низко на дереве, а перед теплой зимой – высоко. В сильные морозы она прячется в гнезде, затыкает отверстие и несколько дней сидит в своем теплом домике.
– Дети, а кто знает, помнит, как приспосабливается к зиме заяц? (Меняет цвет шерсти на белый, чтобы его не было видно на снегу).
– Как заяц спасается от врагов? (Путает следы).
– А еще зайцы сидят днем под кустами, их незаметно. Кормятся они ночью, любимый их корм – горькая кора молодых осинок, они оъедают ее полностью, как будто отрезают ножом. Зубы у зайца острые, и он действует ими, как ножницами.
– А лисы и волки зимой спать не будут, поэтому запасов не делают.
– Зимой волки живут стаей, охотятся по ночам, днем спят в укромных местах, иногда нападают на домашних животных.
– А лиса живет в одиночку.
– Кто помнит, чем питается лиса? (Ответы детей).
– Лиса чует мышей, которые бегают под снегом по снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать по снегу, а мыши, испугавшись, выбегают.
– Чем питается медведь летом? Зимой? (Спит в берлоге, сосет лапу).
– У медведицы среди зимы рождаются маленькие и беспомощные медвежата. Они будут лежать в теплой шерсти своей мамы и посасывать молочко.
Физкультминутка: «Деревья в лесу».
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.
Отправляемся дальше по стрелочке.
Третья остановка «Следы».
– Набродили, наследили звери на снегу, не сразу поймешь, кто тут был.
– Давайте рассмотрим следы зверей. (Заяц, белка, лисица, медведь).
– Послушайте отрывок из рассказа «Снежная книга» В. Бианки, как заяц путает следы. (Показываю плакат со следами заячьей хитрости – двойная петля).
– Отправляемся дальше…
Четвертая остановка «Пирамида». (Воспитатель ставит на стол кубик с изображением дятла).
– Где живет дятел? (В лесу, на дереве).
– Найдите кубики с изображением деревьев.
– Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамиде. (Земля, вода, солнце; ставим кубики в основание пирамиды)
– Чем питается дятел?
– Выберите кубики с изображением корма дятла и определите их место в пирамидке. (Находим кубики с изображением червячков, шишек и ставим их над деревьями).
– Объясните, почему вы так сделали? (Шишки, червячки, насекомые, обитающие под корой деревьев, без деревьев не существуют).
– А где мы поставим кубик с картинкой дятла? (Над деревьями, потому что дятел питается насекомыми, которые находятся под корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста).
– А теперь другое задание. (Воспитатель составляет экологическую пирамиду, но не включает воду).
– Правильно ли я составила пирамиду?
– Что в ней отсутствует?
– Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода? (Без воды не могут расти деревья и дятлу негде будет жить, нечего будет есть).
(Воспитатель строит пирамиду заново и вынимает кубик с водой).
– Что случилось? (Пирамида разрушилась).
– Вот к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. В природе все взаимосвязано.
– Кто скажет, что нового мы узнали сегодня на занятии?
– Что вам больше всего понравилось?