Ольга Блинова
Игра-путешествие «Возвращение цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ ЦВЕТА»
Группа: «Почемучка»
Тема: «Возвращение цвета».
Специалист: учитель-дефектолог Блинова Ольга Анатольевна.
Цель: Акцентировать внимание детей на том, что окружающий мир многоцветен и разнообразен.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Игра-путешествие „Возвращение цвета“» размещена в разделах
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• Совершенствовать цветовосприятие у детей, умение соотносить предметы по цвету, называть основные цвета.
• Уточнить знания детей о последовательности цветов спектра.
• Стимулировать процесс восприятия образов памяти, знаний об окружающем мире.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие восприятия различных параметров величины (высоты, толщины) и формы с помощью практических действий наложения, группировки предметов по определенному признаку.
• Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы, повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления мелкой моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
• Воспитывать у детей стремление к познаниям, эстетические чувства.
Предварительная работа: закрепление у детей знаний основных цветов спектра в дидактических играх : «Разноцветные гномы», «Найди пару»; работа над общими речевыми навыками, заучивание стихов, загадок, словарная работа.
Оборудование и материалы:
• конверт с посланием от феи Радуги (письмо, картинка с изображением сказочной страны Красок, картинка с изображением колдуна Сумрака); посылка (палочки Кюизенера, схемы-модели высотной лесенки);
• клип на музыку С. С. Прокофьева «Дождь и радуга»;
• клип «Оранжевая песня» (слова А. Арканова, Г. Горина; музыка К. Певзнер, поет Ирма Сохадзе);
• мультимедийная презентация «Нарисую в небе радугу»;
• сюжетная композиция «Дома гномиков»;
• дидактическая игра «Рубашечки для гномика» (по типу матриц Равена);
• помпоны болельщика оранжевого цвета (по 2 на каждого ребенка);
• палитра-путеводитель;
• Дидактические игры: «Построй высотную лесенку», «Лабиринт», «Домик с картинками», «Починим рубашки для зеленого гномика», «Четвертый лишний», «Волшебные коробочки», «Раскрась картинку».
Методические приемы:
Наглядные: письмо, клип «Дождь и радуга», клип «Оранжевая песня», презентация «Нарисую в небе радугу», изображения Гномов, дидактические игры.
Словесные: чтение письма, стихотворения, вопросы.
Практические: тактильное обследование, раскрашивание предметов фиолетовым цветом, прохождение лабиринта, выполнение дидактических упражнений.
Игровые: передвижение по сказочной стране с помощью палитры-путеводителя.
Сюрпризные: подарки феи Радуги.
Формы работы:
коллективная;
подгрупповая;
в парах.
Ход занятия
I. Организационный момент:
а) Интригующая проблемная ситуация. Чтение письма от Феи Радуги. Учитель-дефектолог встречает детей в центре зала и приветствует их.
У-д. : Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо и посылку. Давайте прочитаем, что написано в письме. Оказывается это письмо от феи Радуги. «Здравствуйте, ребята, пишет вам фея Радуга из волшебной страны Красок. Посмотрите, как красиво в нашей сказочной стране.
б) Демонстрация видеоклипа на музыку С. С. Прокофьева «Дождь и радуга».
В нашей замечательной сказочной стране однажды ночью злой колдун Сумрак забрал все цвета, заколдовал всех моих помощников-гномов и мир стал скучным, мрачным, черно-белым. Помогите мне вернуть цвета, расколдовать гномов и поскорее раскрасить сказочный мир. Построив лесенку из волшебных палочек вы окажитесь в моей сказочной стране».
У-д. : Ребята, нам нужно помочь Радуге. Что для этого нужно сделать?
в) Дидактическое упражнение «Построй высотную лесенку» (из палочек Кюизенера).
(Индивидуально-дифференцированное задание — дети с нормой выстраивают лесенку по словесной инструкции, дети с ЗПР — по образцу).
II. Основная часть:
Появляется Фея-Радуга.
- Здравствуйте, ребята.
Куда же краски делись?
Может быть, краски спрятались в сказке?
В чащах лесных и цветах полевых?
В теплых окошках, в нарядных матрешках?
Кисть и палитра помогут в пути
Разные краски ребятам найти.
- Беда случилась в нашей сказочной стране - Злой колдун Сумрак заколдовал моих помощников гномов, чтобы их расколдовать и вернуть краски нам поможет палитра-путеводитель. Каждый цвет краски можно вернуть выполнив определенное задание.
Загадывание загадки
Ф-Р. : Ребята, отгадайте загадку:
Вот какой красивый цвет,
Ярче и теплее нет.
Но может быть он и опасным.
Догадались? Это…красный.
а) Дидактическая игра «Лабиринт».
У-д. : Первая преграда — лабиринт. Каждый из вас должен дойти до красного гнома, тогда мы вернем красную краску. Сначала дорожку нужно провести пальчиком, а затем — цветным маркером.
(Красный гном возвращается в домик).
Загадывание загадки
Ф-Р. : Ребята, отгадайте следующую загадку:
Будто спелый апельсин,
Этот цвет такой один.
Очень-очень важный он
Зовут его…оранжевый.
б) Динамическая пауза: клип «Оранжевая песня» (с использованием помпонов болельщика).
У-д. : Про оранжевый цвет есть песенка “Оранжевое небо”, мы её послушаем и немножко потанцуем.
(После прослушивания песни).
- Ребята, а как вы думаете, когда небо, море, деревья могут иметь оранжевый цвет? (Ответы детей).
(Оранжевый гном возвращается в домик).
Загадывание загадки
Ф-Р. : Ребята, отгадайте следующую загадку:
Этим цветом мы рисуем солнца лучик,
И в такой же цвет покрасим мы песочек,
Расцветет такого цвета одуванчик!
Так что это за цвет?
Догадались, девочки и мальчики? желтый.
в) Дидактическая игра «Домик с картинками».
У-д. : Посмотрите, какие красивые домики ждут нас на следующей поляне. Домики необычные — со шторкой. Каждый из вас должен подуть на шторку так сильно, чтобы она поднялась и вы увидели спрятанную картинку, назвать, какой предмет «живет» в домике.
(Индивидуально-дифференцированное задание для детей с нормой — наложенные или зашумленные изображения).
(Желтый гном возвращается в домик).
Загадывание загадки.
Ф-Р. : Ребята, отгадайте следующую загадку:
Он живет в траве густой,
Он живет в листве лесной.
Даже в ярких листьях клена.
Может спрятаться…зеленый.
г) Дидактическая игра «Починим рубашки для зеленого гномика».
У-д. : Чтобы вернуть зеленый цвет мы должны поставить заплатки на рубашки зеленого гнома.
(Дети выполняют индивидуальные задания по выбору «заплатки» в соответствии с формой отверстия, и словесно обосновывают свой выбор.)
(Зеленый гном возвращается в домик).
Загадывание загадки
Ф-Р. : Ребята, отгадайте следующую загадку:
Он как чистая вода,
Как на реке кусочки льда,
Он как небо, он такой
Нежно, нежно…голубой.
д) Дидактическая игра «Четвертый лишний».
У-д. : Освободить голубого гнома можно выполнив следующее задание — найти на картинке четвертый лишний предмет.
(Голубой гном возвращается в домик).
Физкультминутка.
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал:
Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс и потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте).
III. Вторая часть занятия:
Загадывание загадки
Ф-Р. : Ребята, отгадайте следующую загадку:
Словно глазки васильков,
Этот цвет красивый очень.
Но морозный словно иней,
И зовем его мы…синий.
а) Дидактическая игра «Волшебные коробочки».
(выполняется на ковре).
У-д. : Следующее задание — Волшебные коробочки. Вы должны определить, какой предмет может находиться в коробке по схеме. Я покажу вам карточки с предметами, а вы определите, какими признаками они обладают и подберете подходящую коробку.
(2 наборных полотна — на одном выставляются предметы большого размера, на другом — маленького).
(Синий гном возвращается в домик).
Загадывание загадки
Ф-Р. : Ребята, отгадайте следующую загадку:
Он в радуге последний цвет,
Но он не плох от этого.
Ну, разве вы не догадались?
Ведь это…фиолетовый.
б) Дидактическая игра «Раскрась картинку».
(на мольберте).
У-д. : Следующее задание — возьмите карандаш фиолетового цвета и раскрасьте на листочке то, что бывает фиолетовым.
Помогите козе добраться до капусты: проведите линии по точкам и раскрасьте получившуюся дорожку фиолетовым цветом.
(Фиолетовый гном возвращается в домик).
в) Рассказывание стихотворения «Цвета радуги» А. Венгера с использованием презентации «Нарисую в небе радугу».
У-д. : Наше путешествие подошло к концу. И в заключении мы с ребятами в подарок Фее нарисуем в небе радугу — расскажем стихотворение «Цвета радуги».
Дети рассказывают стихотворение - каждый про свой цвет, после прочтения прикрепляют на доску полоску определенного цвета — получается радуга.
Ф-Р. : ребята, спасибо вам большое, вы вернули краски в мою сказочную страну и за это я вас хочу отблагодарить.
IV. Итог.
а) Появление «спасенных» гномиков.
б) Стимулирующая оценка и раздача призов от феи Радуги.