Папки-передвижки

Игра-тренинг для педагогов ДОУ «Формирование у дошкольников культуры безопасности»

Евтихова Ольга
Игра-тренинг для педагогов ДОУ «Формирование у дошкольников культуры безопасности»

Цель:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в организации работы по формированию у дошкольников культуры безопасности

Актуальность

Ведущий. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, большим скоплением людей, развитой сетью коммуникаций.

Публикация «Игра-тренинг для педагогов ДОУ „Формирование у дошкольников культуры безопасности“» размещена в разделах

Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит : предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребенка.

Ход игры-тренинга

Ведущий. Основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте. Все, что ребенок осваивает до шести лет, впитывается в его сознание навсегда, этим он будет пользоваться всю свою сознательную жизнь. Определяющим фактором успеха процесса воспитания является личность педагога и его профессионализм. Для повышения компетентности педагогов в организации различных видов деятельности детей по формированию у них культуры безопасности, для обеспечения информационной основы педагогической деятельности послужит игра-тренинг.

1 задание

- назвать парциальные программы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Л. Б. Стеркина;

«Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Л. Л. Тимофеева;

«Детская безопасность». И. А. Лыкова;

«Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Т. И. Данилова

Информация :

Первая программа, нацеливающая педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситцациях, появилась в 1997 году. Это программа и учебно- методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Л. Б. Стеркиной.

Программа содержит шесть разделов (блоков) :

1. Ребенок и другие люди.

2. Ребенок и природа.

3. Ребенок дома.

4. Ребенок на улицах города.

5. Здоровье ребенка.

6. Эмоциональное благополучие ребенка.

В основу выделения блоков авторами положено группирование опасных ситуаций по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания ребенка (2, 3, 4); впервые выделен блок социальных опасностей (1); а также знания о здоровом образе жизни (4) и психическом здоровье (5).

- назвать разделы программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л. Л. Тимофеевой.

1. Природа и безопасность

2. Безопасность на улице

3. Безопасность в общении

4. Безопасность в помещении

2 задание

В центре магнитной доски – изображение ребенка, у педагогов на столах –

1) карточка с компонентами культуры безопасности (Мошкин Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры Алтайской академии экономики и права) :

воспитание мотивации к безопасности;

формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;

формирование компетенций безопасного поведения;

физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;

готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;

психологическая подготовка к безопасному поведению;

качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций;

2) карточка с названием разделов работы по формированию культуры безопасности и №) их составляющими:

природа и безопасность (растения, грибы, природные явления, животные, насекомые, водоем,

безопасность на улице (незнакомые люди, дорога,

безопасность в общении (с детьми, с незнакомыми людьми,

безопасность в помещении (огонь, опасные предметы, правила поведения)

Задание педагогам : выбрать сначала карточки с компонентами воспитания культуры безопасности, разместить на доске вокруг ребенка; затем - карточки с названием разделов работы по формированию культуры безопасности и их составляющими.

Ведущий. В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность, но данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности. В этой связи на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольного учреждения :

1) обеспечение безопасности жизнедеятельности детей;

2) выбор оптимальных методов, содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе.

3 задание

У педагогов на столах лежат карточки, на которых написаны некоторые средства образовательной деятельности:

. игровые, проблемные, образовательные ситуации

. литература

. иллюстрации

. вопросы

. прогулка

. игра

Задание педагогам : сформулировать методические рекомендации по использованию этих средств для формирования культуры безопасности у дошкольников.

Ведущий. Эффективным методом обучения навыкам безопасного поведения являются метод моделирования. Особенность данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению.

Научившись правильно действовать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники чувствуют себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности.

В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру - дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

4 задание

Моделирование проблемных ситуаций, составить вопросы по анализу ситуаций.

Ситуация 1

Семилетний Миша увлеченно играет в мяч с друзьями во дворе многоэтажного дома. Мяч выкатывается на проезжую часть дороги, и мальчик бежит за ним, не замечая выехавшую из-за поворота машину.

Ситуация 2

Шестилетний Коля обещал маме кататься на самокате только во дворе своего дома, но поддался на уговоры старших ребят и поехал в соседний двор через дорогу.

Ситуация 3

Восьмилетний мальчик Ваня, живший на восьмом этаже, предложил попускать из окна своей комнаты самолетики. Пятилетнему Вите идея соседа очень понравилась.

Ситуация 4

Незнакомая женщина пообещала семилетнему Ване, играющему во дворе, подарить радиоуправляемый игрушечный вертолет, который лежит у нее в машине. Мальчик помнил, что родители не разрешают ему разговаривать с чужими взрослыми, но ему очень хотелось получить в подарок вертолет.

Ситуация 5

Мальчик, несмотря на предостережение хозяина собаки, дразнит животное и тянет его за хвост.

Ситуация 6

Пятилетние Нина и Катя играли у Кати дома в больницу. Катя сказала, что сейчас она «подлечит» больную мамиными лекарствами. Уложив Нину в кровать, она влезла на стул и достала с полки коробку, где мама хранила лекарства.

Заключение

Цель «безопасного» воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Следует проверять, усвоил ли ребенок сказанное педагогом, выяснять что оказалось непонятным. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 - 144 с.

2. Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 — 160 с.

3. «Детская безопасность». И. А. Лыкова. Изд. Цветной мир, 2018;

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-тренинг для педагогов ДОУ «Формирование у дошкольников культуры безопасности»
Опубликовано: 3 мая 2023 в 09:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД