Наталья Дубинцова
Играем вместе с родителями в занимательные речевые игры (для детей с недоразвитием речи)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующий жизни. Ни для кого не секрет, что чем старше становиться ребенок, тем сложнее справиться с нарушениями в его развитии, поэтому успех коррекционной работы напрямую зависит не только от своевременности и правильности поставленного диагноза, выбор методик, но и от взаимоотношения воспитанника с родителями и желания родителей помочь своему ребенку.
Публикация «Играем вместе с родителями в занимательные речевые игры (для детей с недоразвитием речи)» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения. Зачастую родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого – либо речевого нарушения у ребенка. Родители часто ссылаются на нехватку времени для общения с ребенком, не придают серьезного значения нарушениям речи, либо сталкиваются с категорическим отказом ребенка заниматься дома.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются : «Не хочет заниматься дома!». У ребёнка не всегда может всё получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях нужно подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу, провести занятие в виде игры. Родителям не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления, порой её можно исправить в параллельном режиме, давая ребёнку правильный образец.
Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Предлагаю родителям начать с отказа от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить.
Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с мамой или папой. А это бывает тогда, когда деятельность ребенка органично входит в жизнь, отвечает его интересам, увлечениям
Логопедическая непосредственная деятельность, как и любая другая, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Родителям необходимо научиться играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Предлагаем родителям авктивно включаться в образовательно – воспитательный процесс и придумывать свои игры со звуками. Эти игры применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем логопеда.
Чтобы речевая деятельность дома была успешной, родителям необходимо :
- к моменту взаимодействия с ребенком взрослому необходимо предварительно изучить задание (не делайте это при ребёнке, распределить, какую часть задания выполнить в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т. д., а над чем надо посидеть перед зеркалом, за столом в установленное время;
- занятия проводить в виде игры, стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!»;
- вводить разнообразие, сюрпризные моменты; можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой;
- советуем подкреплять достижения ребёнка похвалой и радостными восклицаниями, подчёркивать, что вам нравится с ним заниматься;
- запастись терпением и желанием помочь своему ребёнку добиться успехов.
Работа над речью ребенка с недоразвитием речи начинается с диагностики нарушений. Логопед выявляет недостатки и планирует дальнейшую индивидуальную программу.
Помимо задач, направленных на развитие звуковой стороны речи, логопед предусматривает задания на развитие функций языкового анализа и синтеза, таким образом осуществляется подготовка к обучению грамоте.
Так же логопедическая непосредственная деятельность подразумевает под собой:
- Развитие фонематическое восприятие. Родителям можно предложить поиграть в такие игры как :
• «Поймай звук»
• «В названии каких картинок прячется звук [р]?»
• «Какой звук начинает/заканчивает слово?»
• «Какой гласный прячется в середине слова?»
• «Выдели слово»
• «Шутки - минутки»
• «Звуки по кругу»
- дыхательная гимнастика. Подразумевает под собой развитие правильной, направленной воздушной струи. Можно играть в такие игры как :
«Забей гол в ворота»
«Затуши свечу»
«Сдуй снежинки с горки»
«Идет охотник по болоту»
«Фокус»
«Надуй пузырь»
- подготавливая органы артикуляции к постановке звуков, в игровой форме проводится артикуляционная гимнастика. Для начала ребенку нужно рассказать о его органах артикуляции, а затем отправляемся в путешествие с язычком в зоопарк или к мультипликационным персонажам.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше это делать перед зеркалом.
Статические подготовительные упражнения
1. Лягушка. Улыбнуться и показать зубы. Удерживать 7-10 сек.
2. Блинчик. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
3. Змейка. Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
4. Чашечка. Рот широко раскрыт. Тянуть кончик языка вверх, затем поднять боковые края верх. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10- 15 сек.
5. Горка. Рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
6. Слоник. Сделать губы трубочкой, т. е. вытянуть губы вперед. Удерживать в таком положении 7-10 сек.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно по 8-10 раз.
Динамические подготовительные упражнения
1. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе по счет логопеда. Проделать 15-20 раз.
2. Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится по счет логопеда 10-15 раз.
4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
5. Почистить зубы. Широко открыть рот, улыбнуться. Поднять кончик языка вверх и «почистить» ЗА верхними зубами, затем опустить кончик языка вниз и «почистить» ЗА нижними зубами. Повторять 3-4 раза.
6. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.
в глубь рта. Проделать 15 раз.
7. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
- Постановка звука и его автоматизация в различных языковых единицах (слог, слово, словосочетание, фраза, текст, связная речь).
- В речевые группы поступают дети, как правило, со слаборазвитой моторикой. Им порой трудны, а иногда даже невозможны действия с мелкими предметами. И это объяснимо, ведь речь и развитие моторики тесно взаимосвязаны. И здесь нам помогают пальчиковые игры.
1. Цветок
У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
• Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
• Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
• Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
• К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).
• И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
• До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).
2. Пальцы вытянуть пошире.
• Пальцы вытянуть пошире (на эти слова пальцы растопырены, напряжены).
• Раз, два, три, четыре, пять (на каждый счет убирать в кулак по одному пальцу на обеих руках начиная с большого и заканчивая мизинцем).
• Сжать их вместе — три, четыре — и на месте поплясать (пальцы раскрываются и выполняют движение «фонарики»).
• На носок (подушечки мизинцев встречаются, остальные пальцы, помимо большого, согнуты, прижаты к ладоням).
• Потом на пятку (встречаются подушечки больших пальцев).
• Дружно делаем (соприкосновение подушечек мизинцев).
• Зарядку (соприкосновение подушечек больших пальцев).
3. Поздоровайтесь с гномом Кешей.
Пальцы, которые не работают, сжаты в кулак. При рукопожатии ребенок должен сказать вежливые, ласковые слова, что обычно говорят при встрече : «Доброе утро, милый Кеша»; «Дорогой Кеша, как поживаешь?»; «Здоров ли ты, Кеша?»; «Приятно встретиться, Кеша» и т. д.
• Посмотрите: кто пришел? (Показать тряпичную игрушку, например гнома Кешу.)
• Он хочет с вами поздороваться. Руки у него маленькие, слабые. Кеша с каждым хочет поздороваться. Пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки. Остальные пальцы: указательный, средний и безымянный — подушечками прижмите к ладони.
А теперь большим и мизинцем левой руки пожмите гному левую руку, не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово либо поприветствовать его.
Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над речью в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит родителям сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т. д. Конечно, основная цель – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Приложение 1
«Шоковая анкета»
Анкета предъявляется родителям на одном из первых родительских собраний и представляет собой половину листа форматом А4 со следующим содержанием:
«Какие причины мешают мне заниматься с собственным ребенком?».
1. Не хватает времени, я много работаю.
2. Раздражает отказ ребенка от занятий.
3. Хочется поболтать по телефону с подругой.
4. Много домашних дел, не успеваю.
5. Пусть в садике занимаются.
6. Хочется посмотреть любимый сериал.
7. Надоело выполнять одни и те же упражнения.
8. Зачем заниматься, когда и так все «срастется»?
9. Я слишком устаю на работе.
10. Мне лень.
Отметив выбранные пункты, родитель переворачивает лист с анкетой и видит фразу: «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому языку?»