Михалченков Анатолий
«Играй с удовольствием». Является ли игрушкой Лего-конструкция?
▼ Скачать + Заказать документы
Играй с удовольствием.
«Я говорю и утверждаю, что человек,
желающий стать выдающимся в каком бы то
ни было деле, должен с ранних лет упражняться…
Например, кто хочет стать хорошим земледельцем, или
домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать
землю, либо возводить какие либо детские сооружения».
Платон (427-347 до н. э.)
Продолжая размышления, которые я начал в предыдущей статье «ЛЕГО - это конструирование модели или моделирование конструкции?» я задал себе очередной вопрос – а является ли игрушкой ЛЕГО- конструкция или ЛЕГО- модель?.
Публикация «„Играй с удовольствием“, Является ли игрушкой Лего-конструкция?» размещена в разделах
Изучаю этот вопрос не из праздного любопытства, и не потому что мне нечем заняться, а потому что в педагогической деятельности он имеет практическое значение. Напоминаю, что в дополнительном образовании существуют направления художественно-эстетическое и научно-техническое. В процессе обучения возникает желание и необходимость принять участие в творческих конкурсах. В этот момент возникает дилемма: изделия (поделки) из ЛЕГО - деталей, выполненные по собственному замыслу детей, без использования готовых и кем-то разработанных схем, относятся к научно-техническому или художественно-эстетическому направлению, и являются ли эти поделки авторской игрушкой и игрушкой вообще.
Этот вопрос мне задают организаторы и члены комиссий различных конкурсов и выставок детского творчества.
Давайте попробуем разобраться, что такое игрушка, игра, творчество и какими они бывают.
Определения игрушки весьма разнообразны с точки зрения различных источников. Так «Большая психологическая энциклопедия» определяет «игрушку», как специально изготовленный предмет для развития и развлечения ребенка, «… игрушка – вещь, служащая детям для игры…». «Толковый словарь Ожегова» дает определение игрушки так -«,вещь служащая детям для игры». «Большая советская энциклопедия» определяет игрушку как «… предмет предназначенный для игры, служит целям детского нравственного, эстетического и физического воспитания. … помогает ребенку познавать окружающий мир…» и т. д.
Я не буду задавать вопрос составителям различных словарей, чем отличается вещь от предмета, это отдельная тема, однако хочу заметить, что ни в одном из изученных мною источников не указана такая функция игрушки, как научно-техническое развитие ребенка.
Итак, если отбросить все противоречия изученных источников, игрушка это любой предмет или вещь, которые участвуют в развитии и творчестве ребенка в форме игры.
Примечательно, что представители психоаналитического направления а именно К. Г. Юнг источником творчества считал «Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению.», а по мнению Д. В. Винникотта «…в игре, а возможно только лишь в игре ребенок или взрослый обладает свободой творчества.». Следовательно ЛЕГО моделирование, ЛЕГО конструирование – творческий процесс, а значит игра. Элементами этой игры являются различные по форме, цвету, объему, конфигурации, размеру, по способу крепления и соединения, предметы (конструктивные детали) из которых ребенок создает образы и модели различного назначения. В последствии, они выполняют разнообразные функции в соответствии с замыслом ребенка создающего модель.
Следует напомнить о том, что «ЛЕГО» синтезировано от двух датских слов «Leg Godt», что в переводе означает – «Играй с удовольствием».
ЛЕГО конструктор с по своей сути является игрой. Изготовленные детьми модели (вещи, предметы) являются игрушками, которые выполнены по их собственному замыслу.
Из поколения в поколение, с древнейших времен детская игра являлась формой обучения реальных практических бытовых, производственных и межличностных ситуаций. В процессе игры формировались необходимые навыки, привычки, развивались фантазия, творческие способности и необходимые человеческие качества. Игрушками являлись предметы и вещи, которые были доступны, либо сделаны доступными способами. И наши предки не задавались вопросом: является ли данный предмет игрушкой, а выполняемое действие игрой.
ПДО Михалченков А. И.