Октябрина Владимирова
Игротерапия для детей с ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922, А. Фрейд (1921, Г. Гуг-Гельмут (1926).
Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными возможностями, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Одним из направлений социокультурной реабилитации является игротерапия – это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. (5)
Публикация «Игротерапия для детей с ООП» размещена в разделах
В нашем Центре развития ребенка в коррекционной группе ходят дети с нарушениями речи; с нарушением опорно-двигательного аппарата; ДЦП, ВПС, ЧБД; аллергией. Мы работаем с детьми в основном индивидуально, при этом родители активно участвуют в работе. Это помогает взрослым почувствовать себя ребенком и лучше понять свое чадо. Именно в семье, в отношениях с самыми близкими людьми закладываются основы личности дошкольника. От особенностей этих отношений зависит характер и благополучие ребенка.
И нами выбран следующий вид игротерапии для работы с детьми ООП:
1. Игры-драматизации с элементами импровизации
Целесообразность театрализованной игры с детьми с нарушением развития обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и освоенным детьми любого возраста. Ребенок может опробовать себя в конкретной социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками, развить мелкую моторику рук. Для детей, имеющих комплексные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психического развития, аутизм, характерны: нежелание принимать участие в групповой деятельности, страх, смятение, замкнутость…. Все это мешает детям социализироваться и интегрироваться в общество. Игротерапия помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить положительные личностные качества. (5). Чтобы результаты детей были максимально положительными, для этого мы разработали и реализуем перспективный план по данному направлению.
Сейчас 80% образовательно - воспитательные работы ведется по федеральным программам, а для реализации региональных программ остается только 20%. И чтобы дети могли поближе знакомиться с произведением своего народа. Поэтому основная тема игровых занятий «Настольный театр- Сээркээн сэьээн».
Цель: развивать мелкую моторику рук, связную речь, психические процессы, развивать у детей творческого начала умение импровизировать передавать характер через интонацией.
Занятия проводилась раз в месяц, продолжительностью 30 минут. Темы занятий подбирали из произведений якутских писателей.
1. Сентябрь-«Куоска уонна кутуйах» И. Мигалкин.
2. Октябрь- «Таал- таал эмээхсин»
3. Ноябрь- «Куобах кутуруга суох буолбута» Н. Якутсий
4. Декабрь- «Саьыл, эьэ киьи»
5. Январь- «Чыычаах уоона Алаа мо5ус»
6. Февраль- «Саьыл уонна балыктар» П. Ламутскай
7. Март- «Саьыл эьэлиин»
8. Апрель- «Тураах хара дьуьуннэммитэ»
9. Май- «Биэс ынахтаах бэйбэрэкээн эмээхсин»
Для этих занятий наши родители сами сделали из дерева, из природного материала, из ткани коллекция специальных игрушек высотой не более 9см:
— фигурки людей в национальных одеждах;
— мелкий конструктор здания (балаган и хотон, амбар);
— животные (домашние, дикие, насекомых);
— растения (деревья, кусты, цветы);
—мелкий конструктор постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);
В ходе игры дети сами делают из пластилина недостающих персонажей.
Перед тем как начинать игровые занятия начинаем с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Тщательным образом подбираем доступных и разнообразных игр (якутские малоподвижные и подвижные - биьилэх кутуьуу, атах тэпсии, иэс баайсыы, дул5алаах сиринэн о. д. а; настольные- пальчиковые игры- хабылык, кулуустэьии, тыксаан,хаамыска, баайа, о5уруо тиьии о. д. а, учитываем индивидуальные особенности и состояние детей, а также делаем дыхательные упражнения.
Этапы развития игры:
1. Вначале мы подбираем тему.
2. Далее рассказываем сказки.
3. Ребенок сам выбирает по рассказу необходимых героев.
4. Пробуем играть, ведущим на данном этапе является взрослый, направляем детей, следим за последовательностью событий, исправляем реплики, поощряем…Проигрываем это произведение несколько раз, чтобы поучаствовали все дети.
Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим нашим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения.
Дети с ООП очень любят игры, напоминающие театральные представления.