Пузырёва Татьяна
Игровая программа к Международному Дню светофора «История светофора»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая программа к Международному дню светофора
«История светофора»
Цель : создание условий для знакомства детей с основными сигналами, подаваемыми регулировщиком, с сигналами светофора, с типами светофоров.
Задачи:
- обучить детей основным положениям подаваемым регулировщиком и действиям по этим сигналам, сигналам светофора;
- развить у детей память, речь, внимание, логическое мышление;
- воспитать чувство уважения друг к другу, культуру поведения на дороге.
Оборудование и материалы:
Публикация «Игровая программа к Международному Дню светофора „История светофора“» размещена в разделах
- День светофора, 5 августа
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Светофор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2020
слайды (или презентация) «Виды светофоров», «Памятники светофору», «Самые странные и необычные светофоры», плакат «Регулирование дорожного движения», изображения регулировщика (на красном, жёлтом, зелёном фоне, макет светофора, атрибуты для подвижных игр.
Ход мероприятия.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами поговорим… А вот о чём, вы догадаетесь, разгадав загадку:
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор
Разноцветный… (Светофор)
- Молодцы, угадали.
- 5 августа – Международный день светофора.
Светофорик : Ой, ой, ой подождите! (Вбегает Светофорик) Это про меня…это обо мне…это я…
Ведущий: Подожди, ты чего так кричишь? Ты кто?
Светофорик : Да это же я – Светофорик! Не узнали что ли?
Ведущий: А, Светофорик… А чего так кричишь?
Светофорик : А я услышал своё имя и подумал, что вы тут играть без меня будите. И день рождения моё отмечать без меня будите.
Ведущий: Подожди, подожди…Ты о чём?
Светофорик : Ну вы же сказали: «5 августа – Международный день светофора.» Это же мой день!
Ведущий: Ах, да, да, да… Поиграем конечно! Но сначала я хочу рассказать ребятам об истории светофора. Ведь не многие знают историю твоих предшественников. Да и ты ещё молодой и, наверное, тоже не так много заешь.
Светофорик : Ну да…Я бы тоже с удовольствием послушал. Можно?
Ведущий: Конечно можно. Выбирай себе местечко поудобней и вместе с ребятами слушай.
-Прошло более 90 лет, как на наших улицах появились регулировщики с жезлами. И хотя сейчас в регулирование дорожного движения они вмешиваются редко, их сигналы необходимо знать всем участникам дорожного движения. Место регулировщика – в центре перекрёстка. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и рук.
Для лучшей видимости сигналов часто применяется жезл с белыми и чёрными полосами или диск с красным сигналом – светоотражающим катафотом.
Регулировщик стоит к пешеходам грудью или спиной, правая рука поднята вверх или обе руки опущены вниз – такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора. Движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. (Изображение регулировщика на красном фоне.)
Регулировщик стоит к пешеходам грудью, правая рука согнута в локтевом суставе, жезл находится перед лицом – такое положение регулировщика соответствует жёлтому сигналу светофора. Это предупреждающий сигнал, но движение транспортных средств и пешеходов также запрещено. (Изображение регулировщика на жёлтом фоне.)
Регулировщик стоит к пешеходам правым или левым боком, руки опущены или вытянуты в стороны – такое положение регулировщика соответствует зелёному сигналу светофора.
Пешеходам разрешено переходить проезжую часть. (Изображение регулировщика на зелёном фоне.)
Информационное сообщение. (3 минуты)
Первый светофор появился в Лондоне 10 декабря 1868 года. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных
перевозок и назывался он тогда - семафор. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зелёный цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим и располагался на колонне
высотой 6 метров: цветные сигналы менялись в нём с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил – дежурил специальный полицейский.
высотой 6 метров: цветные сигналы менялись в нём с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил – дежурил специальный полицейский.
Вскоре устройство оснастили газовым фонарём, чтобы изменения цветов были видны и в тёмное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.
Новое рождение автоматического регулятора движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее – в Чикаго и Нью – Йорке. Светофоры на сей раз были электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала – красный и зелёный. Жёлтый цвет появился только в 1918 году.
В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зелёная волна», состоящая из пяти светофоров : автомобиль, попадавший на первом светофоре на
зелёный свет, беспрепятственно проезжал и все остальные.
Ну а само слово светофор состоит из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» - это понятно, а «фор»? Слово «фор» произошло от греческого форос, что означает «несущий» или «носитель». А вместе значит «носитель света» или «несущий свет».
( Рассказ сопровождается слайдами: виды светофоров начала 20-го века)
Светофор регулирует движение при помощи цветовых сигналов. Применяются сигналы трёх разных цветов. И цвета выбраны не случайно!
Плакат: «Регулирование дорожного движения».
Красный сигнал, запрещающий движение, выбран потому, что это цвет опасности. А ещё потому, что он хорошо виден днём и ночью, в тумане и во время дождя.
Зелёный сигнал, разрешающий движение, выбран потому, что он резко отличается от красного. Зелёный цвет невозможно спутать с красным, и виден он тоже хорошо.
Жёлтый сигнал – промежуточный между основными – запрещающим красным и разрешающим зелёным сигналами. Выбран он потому, что заметно отличается от них. Его не спутаешь с красным и зелёным, и он тоже хорошо виден.
Каждый сигнал светофора имеет своё строго определённое место.
-Красный сигнал расположен сверху, чтобы он был хорошо заметен.
-Жёлтый сигнал разделяет запрещающий и разрешающий сигналы, является промежуточным сигналом между ними и горит не продолжительное время. Так, где же ему находиться, если не посередине между ними!
-Зелёному сигналу досталось место внизу светофора. Если зелёный сигнал мигает, это означает, что время его действия истекает, вскоре будет включён запрещающий сигнал.
Сочетание красного и жёлтого сигналов предупреждает о предстоящем включении зелёного сигнала.
Светофор с тремя сигналами называют трёхсекционным транспортным светофором. Это самый распространённый транспортный светофор. Его сигналам подчиняются все транспортные средства и пешеходы.
Кроме трёхсекционного светофора, есть светофоры с дополнительными секциями, специальные светофоры для велосипедистов, светофоры для регулирования движения.
через железнодорожные переезды и другие. Всё это транспортные светофоры, и их сигналы на пешеходов не распространяются.
Светофор для пешеходов имеет только два сигнала – красный и зелёный. Выполнены они в виде красного и зелёного человечков – пешеходов. Изображены они на сигналах светофора так : красный человечек стоит, зелёный – идёт. Сразу всё становится понятно:
светится красный пешеход – стой, светится зелёный – иди. Предупреждением для пешеходов об окончании горения зелёного сигнала служит его мигание в течение 3 – 5 секунд. Устанавливаются пешеходные светофоры на переходах, расположенных в местах наиболее напряжённого дорожного движения, где много транспорта, много пешеходов, где очень затруднён переход проезжей части.
Но иногда пешеходные светофоры устанавливают на дорогах, где пешеходов мало, где они редко переходят проезжую часть или где движение пешеходов происходит эпизодически. Что это значит?
Например, движение пешеходов эпизодически происходит у школ – перед началом уроков и после их окончания. В таких местах устанавливают пешеходные светофоры с устройствами вызывного действия. С помощью кнопки сами пешеходы включают для себя зелёный, а для транспортных средств – красный сигнал. При нажатии кнопки для пешеходов вскоре включается разрешающий сигнал – зелёный человечек, а транспортный
светофор сам переключается на жёлтый, а затем на красный сигнал. Зелёный сигнал для пешеходов горит достаточно долго, чтобы пешеходы смогли спокойно перейти проезжую часть.
Везде, где установлены пешеходные светофоры, пешеходы обязаны подчиняться только их сигналам, даже если эти сигналы не совпадают с сигналами транспортного светофора.
( Показ слайдов: «Памятники светофору»;
«Самые странные и необычные светофоры в мире»)
Светофорик : Какой интересный рассказ. А можно я задам ребятам вопрос?
Ведущий: Конечно можно.
Светофорик :
1 Что такое светофор?
2 Для чего нужен светофор?
3 Какие Вы знаете светофоры?
4 Кто придумал и когда первый светофор?
5 Что обозначает зелёный сигнал светофора?
6 Что обозначают красный и жёлтый сигналы, если они горят вместе?
7 Что обозначает жёлтый мигающий сигнал светофора?
8 Что обозначает красный сигнал светофора?
9 Как называются светофоры, которые мы сегодня изучили?
-Молодцы ребята!
У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажжётся красный –
Значит двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдёт трамвай,
Наберись терпения.
Изучай и уважай правила движения.
Ведущий: Ну вот вы и узнали много нового. А теперь, Светофорик, можно и поиграть.
Далее проводятся подвижные игры на тему «Правила дорожного движения»
(Игры можно проводить как в зале, так и на спортивной площадке)
характера. (2 минуты
В конце игровой программы Светофорик угощает ребят сладостями.
«Сигналы светофора»
Цель: Развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество.
Материалы: Мешочек с мячами красного, желтого, зеленого цветов, стойки.
Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляются стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящего. В руках у ведущего игры мешочек. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или желтый шар, то команда стоит на месте; зеленый - передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.
«Стоп — Идите»
Цель: Закрепить знание сигналов светофора, умение двигаться по сигналу, развивать внимание.
Материалы: Светофор.
Ход игры: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.
Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.
Игра «Зебра» (на время и точность исполнения).
Цель: Напомнить детям что такое «зебра» и как правильно переходить дорогу. Закреплять умение быстро и точно выполнять задание, развивать командный дух.
Материалы: Полосы белой бумаги или картона
Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздается по полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладет полосу, встает на нее и возвращается к команде. Второй шагает строго по полосе, кладет свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.
Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»
Цель: Развивать внимательность, закреплять знание сигналов светофора, отрабатывать правильность перехода дороги.
Ход игры: Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета светофора.
Регулировщик – воспитатель – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого – стоят, при виде зеленого - два вперед. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
«Сдаем на права шофера» (малой подвижности)
Цель: Напомнить детям о профессии шофера и автоинспектора, закрепить знание дорожных знаков
Материалы: Жетоны, дорожные знаки
Ход игры: В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки», на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые учащимся, поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера 1 класса, другим соответственно шофера 2 и 3 класса.
Игрок, первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.
«Грузовики»
Цель: Развивать чувство равновесия
Материалы: Рули, мешочки с песком для каждого участника команды, две стойки.
Ход игры:
Играющие делятся на команды.
Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.