Бычковская Марина
Игровой практикум для родителей «Пальчиковый игротренинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей. Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей раннего возраста.
Задачи:
формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка;
познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей раннего возраста.
приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи.
Материал:
Публикация «Игровой практикум для родителей „Пальчиковый игротренинг“» размещена в разделах
счетные палочки; цветные веревочки; пробки от пластиковых бутылок; карточки с вопросами; карандаши; бумажный круг желтого цвета; мяч; клубок ниток; магнитная доска,фасоль разного цвета, стаканчики соответствующего цвета для ее сортировки; различные картинки с недостающими деталями, прищепки.
Время проведения: 30-45мин.
Участники практикума: воспитатель, родители.
Предварительная работа.
Проведение родительского собрания.
Консультации для родителей.
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
Выставка пособий, направленных на развитие мелкой моторики и речи.
Консультирование родителей по изготовлению этих пособий.
Выставка методической литературы по данной теме.
Методы и приемы.
Игровой метод – игры: «Давайте познакомимся», ««Чего не достает?», «Паровозик», «Отдели белую фасоль», «Вылови игрушку».
Словесный метод – краткое сообщение, пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; игра с носиком; поэтапные словесные инструкции к играм; поощрения, указания.
Наглядный метод – показ действий, дидактический материал к играм.
Практический метод – самостоятельные действия уч. -логопеда и родителей руками.
Ход тренинга:
Логопед: Нашу встречу мне хотелось бы начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
Пальцы. Действительно, это пальцы.
Тема нашей встречи «Пальчиковые игры».
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.
Маленький ребёнок. … Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
1. Игра – знакомство
Приветствие Дорогие родители, начнем нашу встречу с приветствия друг друга. Встанем в круг и передаем тепло своих ладоней соседу, сопровождая добрым пожеланием или комплиментом, нпр, «я. желаю Вам здоровья» или «какая, Вы сегодня неотразимая» и т. д.
2. Разминка
«В качестве разминки мы с вами немного побеседуем. Я прошу вас ответить на вопросы: 1. Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как? 2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как? 3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка? - А сейчас предлагаю подумать. Докажите, так это или не так, применяя свой опыт, что:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга» - сказал русский физиолог И. П. Павлов». Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками.
3. Упражнение «Пословицы о руках»
Цель:
активизация мыслительной деятельности.
Инструкция:
Давайте вспомним эти выражения.
Примерный перечень пословиц
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
4. Теоретическая часть
Логопед:
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихо-творными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
условие
необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться без затруднения и приносить детям радость. Пальчиковые игры – это, прежде всего, веселые занятия, а уж потом развитие и обучение.
Логопед:
«Для следующей игры мне нужны две команды. Предлагаю рассчитаться на яблоко и груша».
5. Упражнение «Вопрос – Ответ»
Цель:
активизация мыслительной деятельности; развитие воображения, фантазии.
Инструкция:
На карточках раздаются вопросы для двух команд родителей «Яблоки» и «Груши». 1) Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне (ответы
родителей?
Обобщение педагога:
На кухне у нас традиционным хит- парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Итак, достается крупа (гречка, горох, рис, ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать, ложечки, миски, стаканчики — все это ставится на поднос. И дальше, малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками,
перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т. д. Однако, крупа — не единственный вид "кухонной деятельности". Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков?
2) Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки (ответы
родителей?
Обобщение. Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень — всегда нужно возвращаться из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебрать, разложить по стаканчикам, потом сооружать незамысловатые поделки. А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.
3) Какие игры направлены на развитие мелкой моторики (ответы
родителей?
Обобщение.
Для игр, можно использовать любую "мелочь": фигурки от "киндер-сюрпризов", мелкий конструктор, бусы, пластилин, пазлы, мозаику, прищепки, пуговицы, крышки.
4) Что дает ребенку пальчиковый театр (ответы родителей?
Обобщение педагога:
Театр - это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук. Помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини – представления. А также помогает развивать пространственное восприятие, развивает воображение, память, мышление, помогает развивать словарный запас.
6. Упражнение «Придумай игру с предметом»
Цель:
развитие воображения, фантазии.
Инструкция:
Одной команде предложить цветные веревочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок. Придумать игры с этими предметами.
Примерные игры
Веревочки:
завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…
Пробки:
выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»… -
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних
занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина. Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
7. Практическая часть:
- Хочу показать вам несколько пальчиковых игр. - Поиграем вместе, на минутку побудем детьми, окунемся в прекрасное время – детство.
Упражнение «Моя семья»
Цель:
развитие мелкой моторики рук; учимся соотносить слова текста с движениями пальцев.
Ход:
Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого пальчика. По окончании покрутить кулачком. Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает /разгибает/ большой пальчик) Этот пальчик БАБУШКА. (загибает /разгибает/ указательный пальчик) Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает /разгибает/ средний пальчик) Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает /разгибает/ безымянный пальчик) Этот пальчик Я. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик) Вот и вся моя семья! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики) - А теперь всей семьей будем трудиться.
Упражнение
«Мы капусту солим…»
Цель:
развитие мелкой моторики рук; учимся соотносить слова текста с движениями рук.
Ход:
Проговариваем слова и выполняем движения руками. Мы капусту рубим, рубим. (ребро ладони) Мы морковку трем, трем. (кулачками трем друг о друга) Мы капусту солим, солим. (щепотками) Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки) - Пришло время показать, как мы живем.
«Улитка»
Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.
Улитка, улитка! Высуни рога!
Дам тебе я хлеба или молока!
«Пчела»
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу! Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5-10 минут.
8. Совместная аппликация «Солнышко».
Цель:
ощущение единства; развитие мелкой моторики рук.
Ход:
- Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков. А лучики нашему солнышку мы сделаем из наших ладошек. Каждый пусть обведет карандашом свою ладонь на цветной бумаге, вырежет, подпишет и приклеит к нашему солнышку. - Включаем музыку, начинаем работу! - Это разноцветное солнышко всегда будет освещать и согревать наш детский сад. И ни какие капризы природы нам не страшны, ведь в каждом лучике этого солнышка есть частичка вашей доброй души.
9. Рефлексия тренинга.
Упражнение
«Мне сегодня.
.»
- «И в завершении нашего тренинга, я попрошу каждого участника, передавая клубок ниток, коротко завершить фразу: «Мне сегодня.». (Что понравилось или не понравилось на нашей встрече? и т. д.) - На память о нашей встрече хочу раздать вам памятки.
10. Заключительное слово.
- Уважаемые родители! Благодарю вас за активное участие и желаю успехов в воспитании дете
й. [/b]