Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»

Олеся Сергеевна Пичугина
Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Помогает сформировать представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.

Цель:

- познакомить родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.

Задачи:

- сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

- упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

- у родителей сформированы представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений;

- родителями получены практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

- родителями приобретен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

Предварительная работа:

- проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;

- анализ анкет и бесед с родителями;

- подбор пособий, игр, методической литературы по теме.

Оформление групповой комнаты:

Полочка идей: «Пособия и игры по развитию мелкой моторики рук своими руками»;

фотоколлаж «Учимся, играя»;

выставка развивающей литературы для родителей;

информационная ширма «Ум ребенка – на кончиках пальцев».

Информационно-техническое обеспечение:

Раздаточный информационный материал для родителей:

«Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников»

«Игры и упражнения на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук»

Раздаточный материал (на каждого ребенка):

Массажное кольцо, три фантика от конфет, три мелких игрушки, маленькая корзина, два фантика для танца, решетка для раковин, пробки от пластиковых бутылок белого и голубого цвета, колокольчик, емкость с манной крупой, лист картона синего цвета, клей- карандаш.

Демонстрационный материал:

снежинка; письмо; домик Волчонка, покрытый «снегом»; игрушка «Волчонок»; елочки; ноутбук; презентация «Игры и упражнения с детьми 3 лет для развития мелкой моторики рук»; две корзиночки (одна для конфет, другая для фантиков); конфеты по количеству деток.

Музыкальное сопровождение:

«Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова

«Мы пойдем сначала вправо», игра- песенка

«Светит солнышко для всех», детский театр песни ''Талисман''

«Фантики», Е. А. Гомонова

Ход практикума.

1. Организационный этап.

Музыкальная игра «Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова

Описание: Дети выполняют движения согласно тексту песенки- игры. Родители располагаются на стульчиках у стены

Музыкальное сопровождение: «Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова

- Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп,

Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп,

Ты похлопай вместе с нами,

Ты похлопай вместе с нами,

Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп! и т. д.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»

Затем родители и дети проходят к столам и рассаживаются. На столах находятся предметы для проведения упражнения «Умное» колечко» и игры «Волчишкин домик».

Воспитатель: - Уважаемые родители! Тема нашей встречи «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Немного теории…

Уровень психических процессов, речь трехлетнего малыша находятся в прямой зависимости от степени развитости мелкой моторики рук. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние оказывают мелкие движения пальцев рук на формирование психических процессов у ребенка.

• Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы предметов, их веса, температуры, фактуры (шероховатости- гладкости, твердости- мягкости, гладкости- ребристости);

• Механизм регуляции тонуса мышц и силы их сокращения позволяет выполнять движения точно и быстро;

• Кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

• Зрение и мышление позволяют ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их размеры. Дает возможность выполнять целенаправленные движения, планировать свои действия и исправлять их.

Вниманию родителей представляется презентация «Игры и упражнения с детьми 3 лет для развития мелкой моторики рук».

Воспитатель: - Рассмотрите предметы на столах. Предлагаю вашему вниманию упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Пожалуйста, выполняйте все действия вместе со своим ребенком, будьте внимательны и активны!

2. Практический этап.

Упражнение «Умное» колечко»

Предмет: массажное кольцо

Описание: Ребенок сжимает и разжимает массажное кольцо кистями рук поочередно. Затем выполняют упражнение родители ребенка.

- Колечко в правую руку возьму,

В ладошке бережно сожму.

Две секунды отдохну,

И опять его сожму.

В левую ладошку переложу,

Игру с колечком повторю!

Игровая ситуация.

Воспитатель обращает внимание детей на снежинку, к ней прикреплено письмо от Волчонка:

«Ребята, мой дом Зима замела снегом. Помогите его растопить и меня освободить! Волчонок».

Воспитатель предлагает детям и родителям отправиться в лес, чтобы помочь Волчонку.

Динамическая пауза «Мы пойдем сначала вправо»

Описание: Мальчики и их родители стоят в кругу, взявшись за руки. Поют песенку и выполняют движения. Затем девочки и их родители поют песенку и выполняют движения.

Музыкальное сопровождение: «Мы пойдем сначала вправо», игра- песенка

- Мы пойдем сначала вправо, раз, два, три!

А потом пойдем налево, раз, два, три!

А потом мы соберемся, раз, два, три!

А потом мы разойдемся, раз, два, три!

А потом мы все присядем, раз, два, три!

А потом все дружно встанем, раз, два, три!

А потом мы повернемся, раз, два, три!

И еще раз повернемся, раз, два, три!

Воспитатель обращает внимание на домик Волчонка (оформлен уголок). Он занесен снегом.

Игра «Волчишкин домик»

Предметы: решетка для раковины, пробки белого и голубого цвета от

пластиковых бутылок.

Описание: ребенок закрывает пробками белого и голубого цвета отверстия в решетке. Родители помогают выполнить задание.

- В домике Волчонка закрываем окна и двери,

Чтобы не тревожили вьюги и метели.

Не шуми, Зима,

Волчонку спать пора!

Воспитатель: - Ребята, много снега намели метели и вьюги на домик Волчонка. Как же его растопить? (ответы детей)

Дети подводят итог, что только солнышко своими лучами может растопить снежную шубу. Воспитатель предлагает нарисовать солнышко и лучики.

Рисование «Солнышко» (нетрадиционна техника рисования)

Предметы: емкость с манной крупой, лист картона синего цвета, клей- карандаш

Описание: ребенок и родители выполняют рисунок солнышка, используя манную крупу.

Музыкальное сопровождение: «Светит солнышко для всех», детский театр песни ''Талисман''

Воспитатель сообщает детям, что из манной крупы не только варят вкусную и полезную кашу, но с ней можно и поиграть.

Только нужно соблюдать правила:

o Не разбрасывать крупу

o Не класть крупу в ротовую полость

o Не вдыхать крупу носовой полостью

o Не тереть глаза руками

o Не обсыпать друг друга

Дети трогают, щекочут, гладят крупу, Берут немного крупы в кулачок и крепко сжимают. Потом высыпают ее из кулачка.

- Здравствуй, здравствуй,

Крупа- крупица,

Будем мы с тобой играть,

Но не будем обижать!

Воспитатель: - Ребята, мы подружились с крупой. Давайте рисовать солнышко.

Алгоритм работы с манной крупой:

• Нарисовать клеем контуры солнышка и лучей на листе бумаги;

• Пока клей не высох, насыпать крупу равномерным слоем на весь рисунок;

• Оставить картину на несколько минут для просыхания. Высохший лист слегка встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.

Примечание:

• После того, как картина высохнет, можно раскрасить ее акварельной краской или гуашью желтого и оранжевого цветов; затем покрыть лаком, чтобы крупа не осыпалась и долго держалась.

Ребята и родители работают с крупой, затем оставляют свои картины для высыхания. Звучит музыкальное сопровождение.

Воспитатель:- Дети, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое! Давайте поднесем его к домику Волчонка!

Дети подносят свои рисунку к домику Волчонка, воспитатель потихоньку снимает с крыши домика «снежную шубку».

- Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку!

Воспитатель: - Ребята, Волчишка наш так крепко спит, что не может проснуться. Давайте еще раз попробуем разбудить его.

Упражнение «Дили-дон»

Предметы: колокольчик

Описание: ребенок выполняет движения рукой, создавая звучание «тихо- громко», «медленно- быстро».

- Колокольчик звонкий,

Голосочек тонкий,

Зазвени быстрее

Да повеселее!

Дети подходят к домику и звонят то тихо, то громко в колокольчик, Волчонок просыпается. Он благодарит детей за помощь и дарит им корзиночки: с фантиками и конфетами.

3. Заключительный этап.

Воспитатель: - Ребята, наше время пребывания в лесу походит к концу.

Дети прощаются с Волчонком, произносят слова:

- 1,2, 3, 4, 5- возвращаемся назад!

Рефлексия.

Воспитатель: - Что же нам подарил Волчонок?

Дети проходят к своим столикам, рассматривают корзиночку с фантиками.

Игра «Фантики»

Предметы: 3 фантика, 3 игрушки малого размера

Описание: Завернуть в три фантика по игрушке. Предложить ребенку развернуть все фантики, затем аккуратно их сложить, назвать игрушки.

Воспитатель: - С фантиками можно и потанцевать.

Танец- игра «Шу- шу»

Предмет: два фантика

Описание: Дети выполняют движения согласно тексту песенки, используя фантики от конфет,под музыкальное сопровождение

Музыкальное сопровождение: «Фантики», Е. А. Гомонова

Припев:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Как я фантиком шуршу!

(Трут фантик о фантик ритмично)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Съел конфетку и шуршу!

(Трут фантиками животик)

- Ах, как фантики блестят,

Серебрятся и горят!

(Выполняют движения "фонарики", подняв фантики вверх)

Фантики цветные,

Яркие такие!

(Крутят фантиками перед собой, выпрямляя руки вперед)

Припев: тот же

- С фантиками покружусь,

Потихоньку покружусь.

(Кружатся с фантиками)

Пахнет фантик сладко,

Пахнет шоколадкой!

(Нюхают фантики)

Припев: тот же

- Фантиком я помашу,

(Машут фантиками)

Всем ребяткам покажу:

(Показывают фантики, вытянув руки вперед)

- Посмотрите, детки

Съели все конфетки!

(Прячут фантики за спиной)

Припев: тот же

4. Подведение итогов практикума.

Воспитатель: - Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время.

Воспитатель предлагает детям ощупать содержимое второй корзиночки. Дети с радостью угадывают по форме конфеты.

Воспитатель угощает детей конфетами.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие у детей мелкой моторики» Развитие у детей мелкой моторики (памятка для родителей) «…ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Уровень развития.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей» Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Развитие мелкой моторики рук у ребенка надо начинать с раннего возраста. С 6 месяцев нужно производить осторожные сгибание и разгибание.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Психологи и педагоги рекомендуют развивать навыки мелкой моторики у детей как можно раньше. Особенно они важны при развитии речи. Затем.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием.

Консультация-практикум «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук» Цель: • показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; • обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи, всех психических.

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Консультация для родителей \Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста\(Консультация для родителей.) Уровень развития мелкой моторики – один из показателей.

Развитие мелкой моторики у детей (консультация для родителей) Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная и тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав,.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики» Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 20:38
+204Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 113.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Фотоотчет о спонтанной акции «Помоги птицам зимой»
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня я расскажу об акции, которая произошла спонтанно после организованной...
«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и...
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательные компоненты «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»)...
Фотоотчет «Конструктивная деятельность детей»
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для Вашего ребёнка. Конструирование...