Наталья Ильина
Игровой стретчинг «Фитнес-сказка для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой стретчинг
Игровой стретчинг - фитнес-сказка для детей
Фитнес-сказка – это один из творческих видов деятельности, где дети могут представлять окружающий мир в виде образов.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевых игр – это надолго увлекает детей даже самого младшего возраста. Занятие состоит из целого ряда несложных упражнений, которые могут выполнить дети любого возраста. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется согласно написанному сценарию. Каждый урок стретчинга – это новая сказка, которая дарит малышам радость общения и хорошее настроение. Самые распространенные физические упражнения быстро надоедают малышам. Поэтому необходимо заручиться поддержкой веселых детских музыкальных композиций. Большую часть упражнений нужно выполнять лежа на спине, сидя и стоя на коленях, лежа на животе. Упражнения делаются плавно и в медленном темпе.
Публикация «Игровой стретчинг „Фитнес-сказка для детей“» размещена в разделах
Фитнес-сказка - это не только хорошо продуманная детская физкультура, которая проходит в танцевально-игровой форме, но общеукрепляющие и оздоровительные занятия, посредством которых у детей вырабатываются правильные стереотипы движений, ловкость, формируются жизненно важные навыки и умения. Физическая активность очень важна для детей.
Цель: Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей и гармоничного развития личности каждого ребенка.
Задачи: 1. Оздоровительная:
а) укрепление и растяжение мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника детей и формирование правильной осанки;
б) профилактика плоскостопия;
в) активизация работы глубоких мышц, нормализуя и усиливая защитные функции организма у детей
2. Развитие двигательных качеств и способностей у детей (сила, выносливость, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность и выразительность, координация движений, ориентировка в пространстве, функция равновесия)
3. Овладение детьми навыками совершенного управления своим телом «мышечная радость», культуры движений под музыку, пластике жеста
4. Развитие пространственно-образного мышления, высвобождение скрытых творческих возможностей подсознания у детей
5. Воспитание уважения друг к другу, умение согласовывать свои движения с движениями других детей, настойчивости, активности и самостоятельности
6. Формирование у детей интереса к занятиям и привычки к здоровому образу жизни.
Организация проведения занятий игрового стретчинга (по А. И. Назаровой):
Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально или в группе. При групповых занятиях учитываются возрастные особенности детей. В каждой группе занимается не более 15 детей. Время проведения одного занятия составляет: в младшей группе – от 15-25 минут; в средней группе – от 20-30 минут; в старшем дошкольном возрасте – от 25-35 минут. Если ребенку 4 года, то будет достаточно 5 повторений. В 6 лет можно довести до 10 повторов.
Занятия игрового стретчинга состоят из трех частей, сочетающие динамические и статические формы работы мышц под музыкальное сопровождение
1. Вводная часть
Упражнения игровой ритмики
Танцевальные упражнения
Упражнения на внимание и координацию движений
2. Основная часть.
На каждом занятии с детьми проводится новая сюжетно-ролевая игра в виде:
Сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, на Луну и т. д.)
Фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми и т. д.
По заранее подготовленному на основе сказки сценарию (дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок)
Каждое занятие для детей:
Новая игра и сюжет;
Обучение новым упражнениям и закрепление старых;
7-8 упражнений в чередовании на различные группы мышц под спокойную музыку с включением мимических упражнений (удивление, страх, гнев, радость и т. д.)
3. Заключительная часть – постепенный переход организма ребенка к другим видам деятельности
Игровые танцы под знакомую детям музыку;
Танцевальные игры
Подведение итогов занятия
Основные принципы занятий игрового стретчинга:
- Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений
- Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка
- Системность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения
- Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий
- Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка
- Сознательность. Понимание пользы упражнений, потребность их выполнения в домашних условиях
Игровой стретчинг
Разминка
Дети выполняют упражнение «Зернышко» для подготовки позвоночника к основной нагрузке.
Исходное положение (далее «И. п.»): сидя на корточках, пятки на полу, ноги вместе. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед-вниз, опустив голову, чуть наклонив туловище.
Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! – руки через стороны опустить вниз.
После этого дети садятся в позу «Индеец», в которой находятся все время между выполнением упражнений. (Сесть на пятки, руки положить на бедра, локти развести в стороны. Представить себя вождем индейцев с гордой осанкой и все время за ней следить.) Далее начинается игра…
Упражнения:
«УТЕНОК КРЯК»
– Жил-был на большом дворе утенок. Звали этого утенка Кряк. Утенок Кряк очень любил плавать и купаться и мог целыми днями плескаться в большой луже прямо посреди двора. Вода в луже всегда была теплая, и лужа была такая большая, что утенку казалось, будто он отважный капитан, который плавает по океану.
Однажды на двор, где жил Кряк, залетела дикая утка и стала рассказывать, что недалеко есть чудесное Голубое озеро с чистой и прозрачной водой. Утенку так захотелось увидеть это озеро, что он решил отправиться в путь и обязательно в нем поплавать.
«ХОДЬБА»
Предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки.
(И. п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади – высокий упор.
Попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма музыки. Дыхание произвольное.)
Шел утенок, шел и дошел до луга. А трава на лугу высокая, густая – никак не разглядеть Кряку, куда идти дальше. Опечалился утенок: «Неужели придется идти назад и я не увижу Голубого озера?» Вдруг видит – летит бабочка.
«БАБОЧКА»
Усиливает внутриполостное давление, что оказывает сильное воздействие на органы брюшной полости.
Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, стимулирует действие подкожных нервов. (И. п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться нужное время. Поднять колени с пола. Дыхание произвольное, движения динамичные.)
– Эй, бабочка, постой! – закричал Кряк.
– Чего тебе, утенок? – спросила бабочка.
– Милая бабочка, не могла бы ты показать мне дорогу к Голубому озеру?
– Хорошо, – согласилась бабочка, и они отправились в путь.
Но не успели пройти и пяти шагов, как вдруг откуда-то сбоку послышалось шипение, и прямо перед ними дорогу перегородила змея.
«ЗМЕЯ»
Повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами, что способствует улучшению их работы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность, нервная проводимость. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах.
(И. п. – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение. Вдох в первой фазе, выдох во второй.)
– Почему вы так шумите и не даете мне отдыхать после обеда? – грозно прошипела змея.
– Извините нас, пожалуйста, госпожа змея. Я ищу дорогу к Голубому озеру, и вовсе не хотел вас тревожить, – пролепетал испуганный утенок.
– Ладно, повезло тебе, утенок, что я сыта, – проворчала змея и уползла.
Кряк обернулся по сторонам в поисках бабочки, но ее нигде не было видно. Очень огорчился утенок Кряк и совсем уже хотел повернуть обратно домой, как вдруг увидел высоко в небе птицу и побежал за ней.
«ВЕЛОСИПЕД»
Оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения.
(И. п. – лечь на спину, руки положить за голову. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.)
– Птичка, ты не знаешь, где Голубое озеро? – как можно громче закричал утенок. – Отведи меня к нему, пожалуйста!
– Хорошо, утенок, беги за мной, – ответила птица.
И Кряк быстро побежал за летящей птицей.
«ПТИЦА»
Растягивает мышцы спины и ног, воздействует на поясничные нервы. Предупреждает функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Улучшает гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста.
(И. п. – сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оттянуть, руки соединить за спиной «полочкой», спина прямая. Раз! – взмах руками, наклон к правой ноге, стараемся дотянуться до носка, задерживаемся. Два! – возвращаемся в и. п. Три! – тот же наклон к левой ноге, Четыре! – и. п. Вдох при взмахе, выдох при наклоне.)
Очень скоро луг кончился, и перед утенком открылось чудесное озеро. Вода в озере была чистая, прозрачная, и в ней отражалось голубое небо. На берегу сидела большая рыжая кошка, которая что-то высматривала в воде и не заметила утенка.
«КОШКА»
Избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций
. (И. п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, максимально прогнуть спину. Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину. Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й.)
Кряк подошел к кошке поближе и увидел, что та следит за плавающими в воде рыбками и хочет какую-нибудь из них поймать.
– Ах ты, хитрюга! – крикнул утенок, схватил лежащую на берегу веточку и бросился к кошке.
«ВЕТОЧКА»
Улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста.
(И. п. – лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми. Задержать нужное время. Вернуться в и. п. Вдох в 1-й фазе,
выдох во 2-й.)
Когда кошка увидела рассерженного утенка с веточкой в клюве, она так испугалась, что со всех ног бросилась бежать, только ее и видели! Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила утенка за то, что он спас ее с друзьями.
«РЫБКА»
Повышает внутриполостное давление, улучшает нервную проводимость, мозговую деятельность.
(И. п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч. Раз! – плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Два! – вернуться в и. п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)
Кряк вдоволь наплавался в озере и после этого каждый день приходил к своим друзьям рыбкам. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывают, что она убежала далеко-далеко и всем на свете рассказывала про храброго утенка Кряка.
«Цыпленок и солнышко»
На даче, в старом сарае, в корзине сидела наседка, которая занималась очень важным делом – высиживанием яиц. Все цыплята вылупились, а одно все еще оставалось целым. И вот когда наседка на минутку отошла от гнезда, скорлупа треснула, из него выскочил цыпленок, он прыгнул на ножки и пошел из сарая (упражнение «Ходьба»).
Цыпленок вышел на лужайку, огляделся по сторонам, посмотрел вверх и увидел что-то большое – яркое, желтое и теплое. Что это? Цыпленок подумал, что это большой цыпленок, который вылупился раньше и решил пойти к нему в гости. Идет по тропинке, а вокруг него бабочки летают (упражнение «Бабочки»).
Цыпленок тоже хотел полетать как бабочка, но у него ничего не получилось, он пошел дальше. Тут на тропинку выползло что-то длинное, высокое: Ты куда идешь, цыпленок? (упражнение «Змея»)
Я иду к своему брату, вон к тому большому цыпленку. Змея рассмеялась, ведь она то знала, что это солнышко и уползла. И чтобы быстрее добраться до своего большого брата, цыпленок побежал. Бежит, поглядывая вверх, не спрятался ли большой братец. И вдруг рядом с ним оказалось что-то большое, с огромными крыльями. Не трогай моего брата – закричал цыпленок, но птица его не услышала, так высоко она летела! (упражнение «Птица»)
Цыпленок побежал дальше и вдруг услышал: «Ква! Привет!» На широком плоском листе, свисавшем над прудом, сидел и слегка покачивался кто-то зеленый и очень маленький, еще меньше самого Цыплёнка (упражнение «Лягушка»)
Вдруг на небе появились темные-темные тучи и с неба полетели капельки. Цыпленок испугался, подумал, что кто-то на него рассердился и побежал обратно, к маме и папе.
Список литературы:
Константинова А. И. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного возраста. СПб., 1993 – 76 с.
Соловей С. Д. Оздоровление детей в организованных коллективах: практическое руководство / С. Д. Соловей - СПб: Ривьера, 1995. – 120с.
Фитнес для малышей [Электронный ресурс] URL: http://www.bienhealth.com/articles/fitnes-dlya-malyshey/