Папки-передвижки

Игровой тренинг для родителей будущих первоклассников

Анна Дубинина
Игровой тренинг для родителей будущих первоклассников

План-конспект игрового тренинга

для родителей

будущих первоклассников.

Цель: познакомить родителей с понятиями «готовность к школе».

Задачи: – привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе;

– определить, что входит в понятие «Психологическая готовность к школе»;

Публикация «Игровой тренинг для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах

– обучить практическим навыкам по формированию у ребенка готовности к обучению в школе, в частности по формированию мотивационной готовности.

Ход тренинга

1. Регистрация

– Пройдите, пожалуйста, к администратору и заполните регистрационный лист.

2. Знакомство

(Наталья Владимировна о центре)

3. Основная часть

– Здравствуйте, уважаемые участники нашего тренинга для родителей будущих перво-классников. Сегодня мы вместе ответим на волнующие каждого родителя вопросы перед поступлением детей в первый класс.

– Это тренинг, а не лекция. Вы будете выступать не только в роли слушателей, но и активно участвовать в играх, отвечать на вопросы. Одним словом, окажетесь на месте своих детей!

– Все, что вас волнует, тревожит или пугает, отметим на облаке.

– А рядом поместим солнышко, оно будет иллюстрировать ответы, к которым мы еще вернемся в конце нашей встречи. Советую использовать этот метод для решения вашей любой воспитательной задачи. (пример)

В рамках нашего мероприятия оно будет выглядеть так:

Все ответы можно разделить на три группы: мотивационная готовность, личностная и социальная готовность.

Предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка:

• Испытываете сильное беспокойство, - поднимите 2 руки вверх;

• Слегка волнуетесь, - поднимите 1 руку вверх;

• Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребенка, - сложите руки пе-ред собой, как ученики.

Предлагается обосновать сделанный выбор.

– Слышали ли Вы когда-нибудь словосочетания; «Ребенок (не)готов к школе», «Готов-ность к школе», «Школьная зрелость»… Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, что в них входит, какого ребенка можно назвать готовым к обучению в школе?

По очереди высказывают свое мнение родители.

Все ответы записываются на доске. ( Цель: активизация имеющихся знаний, выявление де-структивных установок родителей)

Родителям предлагается прочесть записанные на доске «факторы успешной подготовки к школе», выбрать на свое усмотрение 3 самых важных пункта, пронумеровать их по степени значимости, обосновать свой выбор.

4. Теоретический блок.

– Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое по-ложение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил.

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов.

Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.

Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершен-но не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками.

И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней.

Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на при-мере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.

Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени». Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию уме-ния координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умствен-ного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

Родителям, передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложение «Чтобы помочь моему ребенку стать учеником, я…»

После чего все получают памятки «Создание положительного отношения к школе.

5. Диагностика готовности ребенка к школе.

Уровень готовности ребенка к школе можно продиагностировать (по трем составляющим). Существует огромное количество таких методик. Некоторые из которых мы вам предлагаем на раздаточном материале. С их помощью вы самостоятельно сможете провести диагностику со своим ребенком лично.

– А сейчас предлагаю сыграть в игру «Школа». Вы- ученики, а я учитель, набираю себе класс.

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из 3-х заданий:

подражание письменным буквам,

срисовывание группы точек,

рисование мужской фигуры по представлению.

1. Нарисовать дядю (мужчину).

Нарисовать мужчину просят детей, для того, чтобы можно было увидеть ноги человече-ской фигуры, оценить, как ребенок соблюдает пропорции при рисовании человека.

2. Скопировать образец.

Многие родители думают, что это задание направлено на то, чтобы проверить, может ли ребенок писать письменными буквами, но это не так. Тест направлен на выявление умения ко-пировать, выдерживать пропорции, видеть строчку, выделать отдельные слова. Дается образец, необходимо написать точно так же. Например: я сижу, ей дан чай, I am sitting.

3. Срисовать точки с образца.

Необходимо точное воспроизведение, одна точка может выйти за пределы своего места. (Точки могут быть в любом порядке, могут складываться в узор, чаще рисуются по клеточкам.)

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА

ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем. Обедаем.

Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

3. Днем светло, а ночью.

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

4. Небо голубое, а трава.

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это. ?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 бал-лов, неправильный ответ = — 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это., маленькая овечка — это. ?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Не-правильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это. ?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения, гимнастика, состязания = 2 балла. Не-правильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины= 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать. Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа — плюс 24 и более;

2 группа — плюс 14 до 23;

3 группа — от 0 до 13;

4 группа — от минус 1 до минус 10;

5 группа — менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

– Какие вы молодцы! Хороший класс я себе набрала.

И в завершении встречи предлагаю вам выполнить интересное упражнение

«Снежинка».

Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушай-е внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли?

Участники отвечают, что не нашли.

- А почему? Как вы думаете?

- Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Это говорит о том, что дети все в школу приходят абсолютно разные. Различны их спо-собности, возможности и личностные качества

С чего начать подготовку к школе? Я считаю, что начать нужно с вас, взрослых. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация первоклассников» Уважаемые родители первоклассников! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте МОУ СОШ № 51! Первый год обучения в школе – это своего рода.

Анкета-опросник для будущих первоклассниковАнкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчет о сотрудничестве детской библиотеки, дошкольного учреждения и родителей в воспитании будущих читателейФотоотчет о сотрудничестве детской библиотеки, дошкольного учреждения и родителей в воспитании будущих читателей .

Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников»Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников» Скоро в школу Ребята подготовительных групп «Колокольчики» и «Незабудки»(воспитатели и. В. Карабчукова, Л. М. Семенюк, детского сада № 54.

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: - Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Занятия с ребенком в свободное время» «Занятия с ребенком в свободное время» 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими.

Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе)Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе) Конспект совместной деятельности воспитателя и детей – сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (младшая группа). Задачи:1. Развивать.

Экскурсия в школу для будущих первоклассников. ФотоотчетЭкскурсия в школу для будущих первоклассников. Фотоотчет Традиционно перед началом учебного года для будущих первоклассников мы проводим экскурсию по школе. Это одна из форм знакомства воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой тренинг для родителей будущих первоклассников
Опубликовано: 19 января 2020 в 16:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД