Светлана Сизенкова
Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»
Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей.
Задачи:
- Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;
- Развивать способность понимать свою индивидуальность, регулировать свои эмоциональные состояния;
- Развивать навыки социального поведения, способность детей к эмпатии;
- Развивать коммуникативные способности;
- Способствовать формированию дружеских взаимоотношений у детей;
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Ход проведения:
Публикация «Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите путешествовать?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный.
Темный,
И необычайный.
В нем живут Вселенные,
Необыкновенные.
- Догадались, о чем речь?
- За тысячи километров от Земли нас ждут необычные планеты. Нашим путеводителем будет пятиконечная звезда (показываю). Каждый лучик звезды обозначает определенную планету. На планетах нас ждут испытания, пройдя которые, мы соберем важные секреты дружбы.
- Хотите ли вы их узнать?
- Тогда заряжаемся положительной энергией. В этом нам поможет звездочка (мягкая игрушка). Передавая её по кругу необходимо подарить соседу, сидящему справа свою самую добрую улыбку.
- Молодцы! Ребята, а на чем же мы отправимся в космос? (предположения детей)
- Остановимся на ракете. Встанем у стульчиков, вытянем руки вверх: «Три, два, один…пуск! Полетели!»
- Смотрите, на пути у нас первая планета под названием Доброта. Но что же это? По всей планете разбросаны какие-то разноцветные прямоугольники. Наверно, злой волшебник побывал тут раньше нас. Как же поступить? (предположения детей).
- Попробуем сложить кусочки определенного цвета. Дети берут любой прямоугольник, собираются в подгруппы по цвету и складывают картинки.
- Что же у нас получилось? (ребята описывают изображенное на картинках)
- Как можно назвать эти поступки?
На картинках представлены добрые поступки детей.
- Отлично! Держите звездочку с секретом дружбы! Давайте его прочитаем:
Добрые дела всегда нужны и приятны людям!
- Отправляемся дальше! Руки вытягиваем вверх: «Три, два, один… пуск!». Вижу следующую планету! Держим курс на нее. Мы на планете под названием Помощь.
- Ребята, как вы думаете, что нас ожидает на этой планете?
- Верно, здесь необходима наша помощь! Посмотрите, сколько вокруг цветочных лепестков, а вот и их серединки. Провожу игру «Ромашка настроений».
Вам нужно определить настроение ромашки по схематическому изображению в сердцевине. Теперь необходимо «оживить» эту ромашку, то есть подобрать лепестки, на которых изображены герои с таким же настроением.
- Какие необычные ромашки у вас получились!
- Назовите чувство каждой ромашки.
- Молодцы! Примите звездочку с секретом дружбы! Давайте его прочитаем:
Другу всегда помогай!
- Предлагаю Вам немного задержаться на этой планете и полюбоваться космическим пространством. Сядьте поудобнее. Мы с вами поиграем в звездочетов.
Под музыку провожу с детьми психогимнастику «Звездочеты».
Звездочеты – это маленькие человечки, которые считают звезды. На них надеты большие синие колпаки. Покажем, какие они большие. Дети поднимают руки и тянут их вверх.
У них есть подзорная труба. Покажите, как они смотрят на звезды. Дети изображают. А когда маленькие звездочеты находят на небе маленькую звезду, они очень рады ей. Дети мимикой изображают радость.
Послушаем, не слышно ли шума, не падает ли новая звезда? (прикладываем руку к левому уху, к правому уху, смотрим влево, вправо, вверх. Нет, нигде нет звездочки. Шея напряжена.
Можно пока отдохнуть, расслабить шейку, опустить уставшую голову на грудь. Шея расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать: падает туда-сюда, едва ее поднимешь. Голова на шее как на веревочке болтается.
Но вот появились звездочки. Звездочеты готовятся их поймать. Руками помогают себе: вытягивают их высоко вверх, ловят звездочки. Вот одна звездочка, вот – другая. Набрали целый мешок.
Налетели черные тучи, закрыли все звезды. Что же теперь звездочеты будут считать? Давайте раздвинем тучи. Сначала подуем, может, так получится. А теперь руками. Никак не получается. Давайте погрозим тучам пальчиком. Ну-ка, убирайтесь тучи, мы звездочки будем считать.
Испугались тучи и разбежались. А на небе появились звезды. Много, много. Такие яркие, сияющие. Обрадовались звездочеты. Даже захлопали от радости. А потом взяли подзорные трубы и начали изучать небо.
- Вы готовы отправиться дальше?
- Тогда в путь! Руки вытягиваем вверх: «Три, два, один…пуск!». Виднеется планета под названием Смелость.
- Необычное название, не правда ли? Что же нас здесь ждет? На магнитной доске – картинка с изображением воробышка и конверт.
- Посмотрим, что в конверте.
- Ребята, здесь сказка «Про воробьишку Антошку». Хотите я вам её прочитаю?
Слушание детьми сказки и её обсуждение.
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Почему никто из птиц не хотел дружить с Антошкой?
- Какие чувства от этого испытывал воробышек?
- Что однажды наблюдал воробышек?
- Как он поступил?
- Чему нас научила эта сказка?
Держите следующую звездочку с секретом дружбы. Прочитаем его:
Друга всегда выручай!
- Нам пора отправляться на следующую планету! Приготовились? Три, два, один…пуск! Летим! Впереди планета под названием Щедрость.
- Ребята, вы любите получать подарки?
- А дарить?
Провожу игру «Подарок другу».
- Сейчас каждый из вас подумает и попытается изобразить какой-нибудь подарок для своего друга. Остальные попытаются отгадать.
- Интересные подарки вы придумали! Примите звезду с секретом дружбы:
В дружбе умей делиться всем, что у тебя есть!
- Нам предстоит посетить еще одну планету! Готовы? Тогда в путь! Три, два, один…пуск! Летим! Нас принимает планета под названием Сочувствие.
- Ребята, как вы понимаете это название?
- Действительно, сочувствие – это умение понять чувства другого человека; отзывчивое отношение к трудностям других людей.
На этой планете мы попробуем разобраться в проблемных ситуациях.
1. Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
- Как поступил Игорь?
- Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (обиду, досаду)
- Как бы вы поступили на месте Коли?
- Какие советы вы можете дать Игорю? (играть дружно; не обижать товарища; не ссорься с товарищем; если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, показать ему, посоветовать)
2. Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ира нечаянно пролила краски на свой листок. Она так расстроилась, что заплакала.
- Какое чувство испытала Ира, пролив краски?
- Можно ли ей помочь?
- Каким образом?
- Молодцы! Держите последнюю звездочку с секретом дружбы:
Нужно сочувствовать другим, радоваться их успехам!
- Отправляемся обратно на планету Земля, в наш детский сад. Приготовились? Три, два, один…пуск! Мы покидаем космическое пространство.
- Вот мы и в зале. Понравилось ли вам наше путешествие? Предлагаю отметить это с помощью разноцветных смайликов. Если путешествие понравилось, выбирайте зеленый смайлик; если что-то осталось непонятным для вас – желтый; а если вы хотели бы ещё побывать в подобном путешествии – синий. Дети выбирают с подноса смайлики.
- Посмотрим, что же у нас получилось? Покажите свои смайлики друг другу.
- Спасибо за интересное совместное путешествие! До новой встречи!
Коллеги, спасибо за внимание и поддержку!