Получи документы

Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Лариса Литвинова
Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Одна из задач дошкольного образования – подготовка детей к школе. Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Единого для всех рецепта нет и быть не может. С одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить по минуточкам сидеть и внимательно работать.

Основным недостатком традиционной системы образования является ориентация на формально-вербальные и информационно-рецептурные способы обучения, на принципы послушания, подражания и повторения, на односторонность воздействия взрослых, порождающих «эмоциональную глухоту» у ребенка. А развитие творческих способностей у ребенка может осуществиться только благодаря использованию творческих методов и приемов обучения детей грамоте и развития речи.

Публикация «Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза,» размещена в разделах

Хотим еще раз напомнить, что любые знания, любая новая деятельность, любое обучение будет доступно и интересно ребенку, если мы организуем их в форме игры. Почему? Потому что в дошкольном возрасте именно в игре (дидактические, сюжетно-ролевые игры) концентрируются все процессы развития психики.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо, знакомство со звуком начинается с уточнения артикуляции и акустических признаков звука: "спит" или "не спит" голосок (глухой или звонкий, поется или не поется (гласный или согласный); звуки обозначаются цветовыми символами. Далее дети учатся выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова, самостоятельно выбирать слова на данный звук, дифференцировать звуки, сходные по акустическому признаку. Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет детям правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.

Развитию слухового внимания способствуют такие игры, как "Хлопаем в ладоши" (определение наличия звука в слове, "Чуткое ухо" (обведи предметы, в названиях которых слышится заданный звук, "Что лишнее", "Подбери слово" (закончи предложение словами, которые начинаются с заданного звука, "Звездочки" (закрась столько звездочек, сколько услышишь слов с заданным звуком, "Вкусная морковка" (помоги ежику добраться до морковки, выбирая только предметы с заданным звуком, "Слушаем и кушаем", "Рыболов", "Чьи вещи", "Путаница" (на дифференциацию звуков).

Добившись успехов в развитии фонематического гнозиса, необходимо связать фонетический образ звука со зрительным (графическим) образом.

Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, мы обычно начинаем с демонстрации печатных букв, затем дети отыскивают ее в звукобуквенном городе и в буквенных кассах. Затем определяем, на что похожа та или иная буква, т. е. создаем ее зрительный образ, читаем образное четверостишие про данную букву, определяем форму и количество элементов в букве, обязательно отмечаем, чем эта буква похожа на уже известные и чем от них отличается. Для более прочного запоминания изображаем букву с помощью пальцев или показываем конфигурацию буквы позами, лепим буквы из пластилина, выкладываем из палочек, веревочек, мозаики, вырезаем из цветной бумаги, вычеркиваем буквы из текста (игра "Зоркие глазки", отгадываем букву на ощупь (игра "Умные ручки", выдавливаем спицей очертания букв на снегу, песке. Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания "Где спряталась буква?", "Обводилка", "Заколдованные слова", "Волшебный карандаш", "Конструктор", "Правильная буква", "Узнай букву по описанию".

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Мы учимся анализировать, синтезировать слоги-слияния и слоги-неслияния и сравниваем слоги, составленные из одних и тех же букв. Дети зарисовывают схемы слогов и придумывают слова с данными слогами. В синтезе слогов и слов нам помогают разнообразные схемы и таблицы. Для большей наглядности и занимательности включаем такие задания: соедини слог или слово с соответствующей картинкой; соедини два шарика одинаковой формы и запиши получившееся слово; составь слово из первых букв названий картинок и прочитай его; слово "рассыпалось", сосчитай буквы в слове и соедини с нужной цифрой; расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами; вставь нужную букву.

Важным моментом для профилактики дисграфии является умение делить слово на слоги, выделять гласные в слове и из этого делать вывод о количестве слогов в данном слове, составлять слова из слогов, выполнять звукобуквенный и слоговой анализ с указанием гласных. Это поможет ребенку в дальнейшем не "терять" и не переставлять буквы и слоги при чтении и письме.

Особый интерес у детей вызывают следующие задания: соедините между собой картинки, в названии которых одинаковое количество слогов; подбери картинку к схеме; "распутай" слово; отложи столько фишек, сколько слогов в слове; составь слова из данных слогов. К концу года дети с удовольствием разгадывают ребусы и кроссворды, загадки и головоломки, принимают участие в викторинах и играх типа "Поле чудес".

Следующий этап работы – это знакомство с предложением. Ребенок должен запомнить, что предложение состоит из слов, что каждое слово в предложении пишется раздельно. Особое внимание уделяем "маленьким словам" – предлогам. Выполняя анализ и синтез словесного состава предложения, используем полоски для обозначения слов или делаем зарисовки схем в тетрадях. По схемам определяем начало, конец, количество слов в предложении. Учимся составлять предложения по заданной схеме. Игры и упражнения с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как слитное написание предложений, пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении.

Закреплению полученных знаний, умений и навыков способствуют упражнения "Фантазеры", "Читаем по картинкам", "Пропавшие слова", "Собери предложение, "Лишнее слово". Они включают в себя самостоятельную, творческую работу ребенка с предложением.

Применение подобных заданий способствуют ускорению формирования навыков и умений языкового анализа и синтеза и более прочному закреплению в памяти лингвистической терминологии, что создает благоприятные условия для формирования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в усвоении родного языка. Кроме того, такие задания позволяют совершенно на другом уровне отработать навыки синтаксического прогнозирования у детей.

Прикреплённые файлы:

12_qnf7o.ppt | 2933,5 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово»Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Дидактическая игра «Разбери слово». Для детей 5-7лет. Цели: • Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового.

Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза.Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза. Дидактическая игра “Разноцветные гаечки»В логопедической работе я использую большое количество дидактических игр. Хочу вам представить.

Игровые приемы в логопедической практике. Разработка игр для развития речи и коррекции звукопроизношенияИгровые приемы в логопедической практике. Разработка игр для развития речи и коррекции звукопроизношения По определению А. Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят.

Игровые упражнения на этапах по формированию фонематического восприятия Игровые упражнения проводимые на первом этапе работы по развитию фонематического слуха Где позвонили 1. Цели: определения места звучащего.

Игры по математике для развития операций анализа и синтеза у детей старшей группы Только одно свойство Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать.

Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представленийИгры - задания по развитию фонематического восприятияИгра.

Консультация-презентация для воспитателей «Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников». Консультация – презентация для воспитателей Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников для успешного овладения грамотой (.

Настольная игра для совершенствования слогового анализа и синтеза «Лягушонок».Настольная игра для совершенствования слогового анализа и синтеза «Лягушонок». Игра рассчитана и походит как для индивидуальной работы, так и для работы с небольшой подгруппой детей (от 1 до 5 человек). Хорошо подходит.

Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Практикум для родителей «Формирование.

Развитие навыков фонематического анализа и синтезаРазвитие навыков фонематического анализа и синтеза - Как научить детей "слышать" звуки? - Выделять конкретный звук из слова? - Составлять слово с заданным звуком? - Определять позицию звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Опубликовано: 22 октября 2016 в 11:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза.» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Литвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. День памяти и скорби. Передвижка «День памяти и скорби»

22 июня мы чтим память о трагическом дне начала Великой Отечественной войны. Расскажем детям, как это было.

20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД